Настоящими «жемчужинами» в лирическом репертуаре певицы стали песни, написанные композитором Марком Минковым — тонкие, очень «женские», с богатой эмоциональной палитрой. Важную роль в этом сыграл не только несомненный мелодический дар композитора, но и стихи, которые он отыскал у поэтессы Вероники Тушновой (1911−1965).
Первым таким стихотворением стало «Не отрекаются любя».
Не все знают, что эта песня была написана для лирической комедии (!) «Мужчины, носите мужские шляпы», поставленной в Московском театре Пушкина, и там же впервые исполнена. Во время работы над песней Минков решил не нанимать поэта, а обратиться к книгам.
Марк Минков:
«Почему-то начали там аж с допушкинских времён. С допушкинских времён пошли, шли ближе, ближе, ближе, ближе. И он притащил мне сборник Вероники Тушновой. Сейчас помню, как сейчас — то ли снег был, помню, книжка была мокрая, я её так взял протереть, и она открылась у меня на стихотворении „Не отрекаются, любя“».
Это был сборник «Сто часов счастья» (1965), изданный в год смерти поэтессы. Книгу Тушнова посвятила поэту Александру Яшину — последнему любимому мужчине в своей жизни. Любовь настигла этих людей, когда им было далеко «за сорок». Яшин был женат, но не хотел бросать жену и детей, поэтому встречаться приходилось тайком. В общем, обычная история…
Не удивительно, что из-за посвящения на сборнике многие считают, что «Не отрекаются любя» имеет непосредственное отношение к Яшину. На самом деле стихотворение было написано ещё до знакомства с женатым поэтом — в суровый 1944 год, когда Тушнова работала в госпитале. По этой же причине оно не могло быть посвящено Юрию Тимофееву — второму супругу поэтессы (есть в Интернете и такая версия). Хотя развод с Тимофеевым, действительно, был очень болезненным.
Наталья, дочь поэтессы:
«Мама была темпераментна, не ходила по квартире, а летала, бывала вспыльчива, всегда ничего не успевала… Расставание с Юрием Павловичем было для неё очень тяжёлым».
Вот только познакомилась эта пара в начале 1950-х —
На самом деле горьким вдохновителем строчки «Не отрекаются любя» стал первый муж Тушновой и отец её дочери Натальи — Юрий Розинский. Случилось так, что Розинский отправился на фронт, но в семью возвращаться не захотел. Спустя время, будучи сильно больным (и, видимо, никому ненужным), он всё-таки пришёл к Тушновой, чтобы… снова её покинуть.
Благодаря Алле Пугачёвой, это трогательное стихотворение о любви и верности стало хорошо известно миллионам слушателей. Однако не все знают, что в песню оно вошло не полностью — без следующих двух четверостиший. Они идут после строчки «…трёх человек у автомата»:
…И будет, как назло, ползти
трамвай, метро, не знаю что там.
И вьюга заметёт пути
на дальних подступах к воротам…А в доме будет грусть и тишь,
хрип счетчика и шорох книжки,
когда ты в двери постучишь,
взбежав наверх без передышки…
Забавно, что простая форма четверостиший стала для Минкова камнем преткновения — ведь его мелодия, как назло, требовала 5 строчек в куплете. Проблему решила жена композитора, которая посоветовала просто повторять в конце каждого куплета его первую строчку.
Также не все знают, что впервые «Не отрекаются любя» была выпущена в 1977 году на пластинке Всесоюзного конкурса ТВ-конкурса молодых исполнителей «С песней по жизни». И там песню исполняла не Пугачёва, а украинская певица Людмила Артёменко (солистка таких ВИА, как СМЕРIЧКА и ВОДОГРАЙ).
Правда, эта версия песни оказалась накрепко забыта, когда за балладу Минкова взялась Алла Борисовна. Приведу воспоминания о «пугачёвской» премьере этой песни.
Марк Минков:
«Как не обвалился потолок зала, я не знаю. Потом она вышла второй раз, потому что… нельзя было ее отпустить. С последнего ряда можно было увидеть ее совершенно безумные переживающие и играющие глаза. Это был потрясающий драматический спектакль. То, чего я больше не видел, хотя она всегда ее пела хорошо. Но так — никогда!»
А. Пугачёва:
«…у меня была задача, чем, конечно, я тогда убила Марика: не повториться. То есть каждый раз по-разному спеть. И с тех пор я всегда эту песню стараюсь петь по-разному, потому что её невозможно спеть одинаково. Разные чувства владеют тобой, когда ты поёшь эту песню.
…Мы ведь как с Минковым работали над „Не отрекаются любя“? Песня буквально по крохам складывалась, и форма ее исполнения определилась уже на сцене, во время выступления. Зато сейчас я при её исполнении чувствую себя абсолютно свободно — она позволяет и петь, и говорить, и даже, если хотите, кричать со сцены — и зритель все это прекрасно воспринимает».
Именно с «Не отрекаются любя» (и «Волшебником-недоучкой») Пугачёва впервые появилась в финале конкурса «Песня года», показанного по ТВ 1 января 1978 года. В том же году песня вышла на одной из пластинок двойного альбома «Зеркало души» и с этого момента вошла в постоянный репертуар певицы.
А. Пугачёва:
«…я иногда пою как бы кому-то, говорю ему — „не отрекаются любя“, приходи, не забывай меня, как же ты так можешь? Или наоборот себе, как бы убеждая себя, что не отрекаются любя, надо все вытерпеть, выждать какое-то время, и всё получится… то есть это как бы молитва… себе. Молитва, для того, чтобы остаться сильной в любви. Как Вам сказать? Если у Вас такая ситуация, если Вы эту ситуацию вытерпеть не можете, и жизнь Ваша не складывается хорошо, то уж лучше просто разорвать эти путы, оставаясь любящим человеком. Ведь её — же эту любовь можно носить в сердце при любых жизненных обстоятельствах. Вот это и для меня и значит — „не отрекаются любя“».
А вот когда спустя годы на эту песню покусился бывший танцор Пугачёвой — безголосый провокатор Борис Моисеев, это вызвало у Минкова целую бурю негодования.
Марк Минков:
«Боря Моисеев — чистой воды извращенство. Спел мою песню „Не отрекаются любя“, даже не поставив меня в известность. Я запретил его продюсерам выпускать пластинку. Он заявил, что имел большой успех на концерте, повернулся к публике спиной и снял штаны. Я не ударил его лишь потому, что рядом находился мой сын».
Сотрудничества композитора с Пугачёвой не ограничилось одной песней. Как минимум, я могу назвать ещё два больших хита Минкова.
Первый — «Ты на свете есть» — был ещё одной пронзительной «женской» балладой, на этот раз со стихами Леонида Дербенёва. Впрочем, сначала слова для этой музыки не планировались — композитор писал её к дебютному фильму Карена Шахназарова «Добряки» (1979). Фильм большого успеха не имел, Минкову стало жаль красивую мелодию, и он показал её Пугачёвой. Певица посоветовала присочинить припев, и в 1982 году песня обрела жизнь.
Похожая история случилась и с мелодией, написанной для фильма «Третий скорый» (1981). Она вообще в фильм не попала и в итоге превратилась в обнадёживающую песню «А знаешь, всё еще будет», словами для которой стали очередное стихотворение Вероники Тушновой.
Песня примечательна ещё и тем, что во время её премьеры на сцене вместе с Пугачёвой появилась её 12-летняя дочь Кристина. Произошло это в 1983 году на «Голубом огоньке», приуроченном к Международному Женскому Дню. Правда, где в этой песне Кристина пела, понять трудно…
А. Пугачёва, 1984:
«Я с ней никогда в концертах не выступаю и всегда против этого. Это просто на телевидении придумали такую вещь, которой я не была довольна, просила, чтобы вырезали. Но ладно, пускай так будет».
Впрочем, впоследствии это не помешает дочери таки стать певицей Кристиной Орбакайте и ещё не раз появиться в дуэте с мамой. Как там поётся в песне Александра Лаэртского?
Почему я не родилась
дочкой Аллы Пугачевой?
И зачем родилась я
дочкой следователЯ?
Всё получилось по слогану : Не можно впрячь в одну телегу коня и трепетную лань. Оценка: 5