В. Я. Парнах вовсе не был джазменом. Сын весьма обеспеченного таганрогского провизора видел себя поэтом, но легко переключался на всё, что вызывало интерес. Занимая среди авторов Серебряного века прочные позиции во главе второго эшелона, Валентин Яковлевич много времени уделял танцам, истории литературы, поискам её корней, утраченных ветвей и произведений.
Выехав из России в 1913 г., танцор, поэт и переводчик познакомился с джазом в июне 1921 г. в Париже, куда по окончании Первой мировой войны хлынул поток американских музыкальных коллективов. Неслыханная доселе музыка чернокожих «бандитов» волновала и щекотала нервы, вызывая то восторг, то отторжение слушателей.
Почему бандитов? Музыканты называли себя «jazz band» — джазовый оркестр. Русскоязычная публика в обиходе пользовалась калькой с английского, и выражение «джаз-банд» надолго поселилось на страницах прессы.
Жизнь В. Парнаха в те годы протекала то в Париже, то в Берлине. Он курсировал между ними, регулярно публикуя переводы и статьи в русскоязычных изданиях немецкой столицы.
Концерт двух «негрских» — тогда так писали ныне неполиткорректное слово — джазовых оркестров вызвал у Валентина Парнаха эстетический шок и повлиял на всю последующую жизнь, что отразилось и в темах его статей.
В 1922 году читатели берлинского журнала «Вещь» впервые прочли слово «джаз» в привычном сегодня написании. Оригинал «jazz» состоит из четырёх букв, и Парнах считал, что русское слово не должно быть ни длиннее, ни короче. Загвоздка была в первой букве, которая в русском языке произносится сочетанием «дж». Пришлось «обрезать хвост».
Новаторское изобретение Парнаха не сразу прижилось повсеместно. В эмигрантских изданиях и на русскоязычных рекламных плакатах ещё пару десятков лет предпочитали писать «джасс».
Статьи о джазе Парнах публиковал не из праздного интереса к теме. Его захватила идея организовать первый русский джазовый коллектив, причём не где-то в эмигрантском Париже, а в России, с которой поэт и танцор никогда не рвал связь.
У главы небольшого литкружка с громким названием «Парижская палата поэтов» не было денег, и тогда он обратился к
Летом 1922 года газета «Известия» опубликовала крошечную заметку, извещавшую о приезде в Москву председателя Парижской палаты поэтов Валентина Парнаха. Его багаж состоял из двух огромных чемоданов. В первый энтузиаст советского джаза сложил комплект музыкальных инструментов. Второй заполнил грампластинками.
Строго говоря, пластинка с настоящим джазом в громадном чемодане была всего одна. Записанный в 1917 году белыми американцами итальянского происхождения из группы Original Dixieland Jazz Band сингл «Livery Stable Blues» на тот момент был, возможно, единственной джазовой записью в мире.
Источник видео: РКН: сайт нарушает закон РФ
Дело в том, что в джазе тех лет преобладали чернокожие исполнители, которые свою работу не просто любили, но очень ценили и скрывали композиции и навыки, опасаясь конкуренции. Грампластинки они считали опасными, ведь прослушав несколько раз чужие записи, любой музыкант мог воспроизвести что-то подобное.
Белых в этом «чёрном» бизнесе почти не было. Но записей они не боялись, рассматривая их как средство рекламы и продвижения. Музыканты из ODJB, например, после выхода пластинки сразу заключили контракт с крупным нью-йоркским отелем, обеспечив себя престижной работой в танцзале.
В Москве Парнах собрал группу музыкантов и разучил с ними несколько композиций из своей чемоданной коллекции. Так родился «Первый в РСФСР эксцентрический джаз-банд», выступивший на сцене большого зала Государственного института театрального искусства 1 октября 1922 г.
Что еще почитать по теме?
За что люди любят джаз?
Что такое джаз и как его слушать? Часть 1
История российского джаза. Все хорошо, прекрасная маркиза?
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...