Портрет написан в год, когда Гамильтон опубликовал «Campi Phlegraei», «Наблюдения вулканов двух Сицилий»: дымящийся Везувий на заднем плане как бы говорит о том, что Гамильтон — вулканолог с мировым именем. На коленях Гамильтона — экземпляр книги «Антика этрусков» (автор — барон д’Хэнкарвилль, он же составил каталог коллекции лорда Гамильтона).
В 1758 году лорд Гамильтон женился на Катарине Барлоу. Супруги были музыкантами: он играл на скрипке, она — на фортепиано. У них гостили известные музыканты, в числе которых был Моцарт (историк музыки Чарльз Бёрни считал, что Катарина — лучшая пианистка в Неаполе).
В августе 1783 года Уильям Гамильтон вернулся из Неаполя с останками жены, чтобы похоронить ее в Англии. Он также доставил большую старинную стеклянную вазу из коллекции Барберини, ныне известную как Портлендская ваза: она получила свое название от герцогини Портленд, которая заплатила за нее 1800 гиней.
В течение года Гамильтон оставался в Англии и часто бывал у своего племянника Чарльза Гревилла. Он наслаждался компанией его любовницы Эммы Харт, которую называл «Десерт улицы Эджвеер». Молодая, живая, красивая Эмма была как бы воплощением древних скульптур. Классические черты Эммы настолько напоминали ему о греческих богинях, что Гамильтон не мог избавиться от этого наваждения: он заказал Джошуа Рейнольдсу ее портрет в виде вакханки (теперь в частной коллекции). В 1784 году он вернулся в Италию с этим портретом.
В 1785 году дядя получает от племянника письмо с жалобой на финансовые затруднения. Лорд в ответ пишет, что Гревиллу нужно искать невесту с состоянием, приносящим 30 000 фунтов в год. Содержание Эммы племяннику было явно не по карману. Гревилл предложил Эмме поехать в Неаполь.
Нет сомнения, что Гревилл заботился о содержании Эммы, но тайная причина для этой отправки — надежда, что прекрасная, но неподходящая для супружества — из-за своего низкого происхождения — Эмма отвлечет дядю от повторного вступления в брак. Таким образом, Гревилл надеялся обеспечить себе наследование имущества бездетного Гамильтона.
26 апреля 1786 года, в день своего 21-летия, Эмма прибыла в Неаполь (к этому времени Джордж Ромни** успел написать четырнадцать ее портретов).
После прибытия Эммы сэр Уильям Гамильтон немедленно начал заказывать ее портреты местным и заезжим художникам. Эмма, чтобы доставить удовольствие Гамильтону, в 1876 году отправила из Неаполя письмо Гревиллю с просьбой прислать картину Ромни «Эмма в утреннем платье»: как бы создать пару с «Вакханкой» Рейнольдса.
В это время Эмма думала о себе, как о гостье, и ждала, что Гревилль присоединится к ней. Спустя три месяца после прибытия она описала свое состояние:
«У меня есть репетитор языка, учитель пения … но для чего? Если бы это было тебе приятно, я была бы счастлива. Но Гревилль, я бедна, беспомощна и несчастна. Я прожила с тобой 5 лет, и ты отправил меня в странное место без надежды на будущее. Я думала, что ты приедешь ко мне. Вместо этого меня известили, что я должна жить … с сэром У., я уважаю его, но маловероятно, что он будет жить со мной. А потом, как ты, отошлет меня в Англию? И что я тогда буду делать, что будет со мной?»
Эмма стала любовницей Гамильтона, хотя продолжала жаждать возвращения Гревилла.
Стремление реализовать свое желание прославиться на сцене привело к рождению представлений, получивших название «Позы». Падение нравов неаполитанского двора и общества определило популярность «Поз». Эмма в ее многочисленных сеансах для Джорджа Ромни использовала свой дар подолгу оставаться неподвижной, и это вызывало бурю восторгов зрителей во время представлений.
Под руководством сэра Уильяма она разработала репертуар, связанный с каноном знаменитых греческих и римских скульптур. Одним из зрителей в 1878 году был немецкий писатель и философ Иоганн Вольфганг Гете. Он так описал жизнь в усадьбе Гамильтона:
«После многих лет преданности искусству и изучению природы Гамильтон нашел вершину наслаждения: английская девушка … с прекрасным лицом и прекрасной фигурой … она распускает волосы и с несколькими шалями принимает так много поз, что зритель с трудом верит своим глазам».
Многие мужчины были в восторге от Эммы, от ее тела и от ее очарования, но женщины… Художница Элизабет Виже Лебрён*** отмечала, что «леди Гамильтон не остроумна, хотя иногда чрезмерно саркастична». Тем не менее Виже Лебрён написала несколько портретов Эммы в виде вакханки и сивиллы ****. Она также срежиссировала одно из представлений «Поз» Эммы, которое дали в честь герцога Берри и герцога де Бурбона, превратив его в живую картину с помощью свечей и огромной рамы.
Гамильтон был без памяти влюблен в Эмму, а она сообщила Гревиллу: «я нежно его люблю». Маловероятный брак 26-летней женщины, которая для британского двора была «слишком вульгарной», с 61-летним лордом состоялся в Лондоне в 1791 году. (Этот брак вызвал бурю в королевском дворце, королева отказалась принимать у себя супружескую пару. Кроме того, возникли трудности с возвращением сэра Гамильтона в Неаполь в качестве посланника.)
После прибытия Эммы в Англию Ромни вышел из тогдашней депрессии. Он написал другу:
«Большую часть этого лета я буду писать божественную леди».
В июне и июле она позировала Ромни десятки раз, в августе он написал еще восемь или девять картин, изображающих Эмму как вакханку, как Магдалину, как Жанну д’Арк. В сентябре 1791 года две последовательные записи дневника отметили превращение «миссис Харт» в «Леди Гамильтон», а после 12 октября новобрачная леди Эмма Гамильтон больше не позировала Ромни. У Ромни снова начались приступы депрессии, от которых он не избавился до самой смерти.
Супружеская чета вернулась в Неаполь. Через некоторое время в Неаполь прибыл адмирал Нельсон. Знакомство, интрига, связь. Она становится его любовницей. Когда Нельсон погиб, Эмма осталась без средств к существованию. Обладательница непревзойденного таланта обаять мужчин, предмет обожания многих знаменитостей, Эмма закончила жизнь в нищете.
* Джошуа Рейнольдс (1723−1792) — английский художник, первый президент Королевской академии художеств.
** Джордж Ромни (1734−1802) — английский художник-портретист, написал более 60 портретов леди Гамильтон.
***Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрён (1755−1842) — французская художница-портретистка, автор мемуаров.
**** Сэр Уильям быстро извлек выгоду из портрета. Убедившись, что Виже Лебрён написала первый портрет Эммы в 1790 году, он его купил и почти сразу продал в три раза дороже.
Что еще почитать по теме?
Леди Гамильтон. Как ветреная красавица вскружила голову легендарному адмиралу Нельсону?
Благодаря кому Эмма Гамильтон стала известной?
Два портрета мадемуазель Ланж. Какой лучше?
Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой...
Мы не знаем точно, что произошло 25 лет назад, но уверенно судим события XVIII века.
Оценка статьи: 5
0 Ответить