Алексей Норкин Грандмастер

Как создавался Северный флот?

После вступления в Первую мировую войну Россия внезапно оказались отрезанной от морских коммуникаций. Немцы надёжно блокировали Балтийское море, их союзники турки перекрыли Чёрное. Владивосток слишком далеко. Оставалась единственная отдушина — русский север.

Фото: wikipedia.org

Царское правительство спешно приступило к строительству Мурманского порта и формированию флота, призванного защитить единственную морскую дорогу к союзникам. Уже в 1914 году на ней погибли три судна, доставлявшие грузы в Архангельск.

До войны на Севере не было военных кораблей. Для охраны рыбных промыслов сюда ежегодно присылали небольшое судно с Балтики. Оно — посыльное судно «Бакан» — стало первым военным кораблём флотилии Северного Ледовитого океана.

Откуда взялись другие? В два крейсера и тральщик переоборудовали торговые и промысловые суда, минный заградитель пришёл из Владивостока.

В прожектах стратегов был отряд крейсеров и миноносцев, дивизия траления, отряды судов обороны залива и порта, три базы в Кольском заливе. Но где взять корабли?

В марте 1916 года, заплатив за сделку 15 млн рублей золотом, правительство выкупило у Японии броненосцы «Полтава» и «Пересвет», легендарный крейсер «Варяг». Все они были затоплены во время войны 1904−1905 гг, но подняты и восстановлены японцами.

Броненосец «Пересвет»
Броненосец «Пересвет»
Фото: wikipedia.org

От Владивостока до Архангельска путь неблизкий: 15 тысяч миль по морям, охваченным войной. «Пересвет» погиб в Порт-Саиде, наскочив на мину. «Варяг» добрался в ноябре 1916 г, но ему тут же пришлось уйти в Англию на ремонт. «Полтава» прибыла только в январе 1917 г.

Несмотря на отсутствие полноценных военных кораблей, моряки флотилии воевали героически и даже топили немецкие подводные лодки.

«Варяг» и «Кореец» идут в бой, 9 февраля 1904 г.
«Варяг» и «Кореец» идут в бой, 9 февраля 1904 г.
Фото: wikipedia.org

Революция изменила всё, в том числе и планы по созданию морского кулака на севере. От военного флота России после неразберихи Гражданской войны мало что осталось. Его восстановление — строительство советских военно-морских сил — началось с решения юбилейного X съезда партии.

В марте 1920 года была сформирована Беломорская флотилия, которая 25 апреля получила новое громкое наименование: Морские силы Северного моря. Они объединили два миноносца, отряд катеров-истребителей и вспомогательные суда.

Худо-бедно Силы развивались, но у советской страны не хватало средств на военное строительство, и в мае 1922 года их расформировали.

Начало следующего этапа возрождения Северного флота совпало с освоением Северного морского пути и завершением строительства Беломорско-балтийского канала.

Нарком К. Ворошилов подписал 15 апреля 1933 г. приказ о переходе в Мурманск кораблей с Балтики. Эсминцы «Урицкий» и «Куйбышев», сторожевики «Ураган» и «Смерч», подводные лодки «Декабрист» и «Народоволец» прошли в Белое море через Ладожское и Онежское озеро, реку Свирь и только что построенный канал.

Подводная лодка Д-2 «Народоволец»
Подводная лодка Д-2 «Народоволец»
Фото: wikipedia.org

Со стороны кажется, что не произошло ничего особенного, корабли — на то и корабли, чтобы ходить по рекам и озёрам, морям и океанам. На самом деле это был технически сложный проект, который завершился лишь 5 августа 1933 г.

Для уменьшения осадки с кораблей сняли всё вооружение и лишнее оборудование, даже сократили экипажи. Чтобы пройти под мостами, демонтировали мачты. По мелководной Свири эсминцы тащили в импровизированных деревянных доках, а перед шлюзами Беломорканала целый месяц ожидали окончания строительных работ.

В беломорский порт Сорока корабли прибыли 20 июля 1933 г. На следующий день моряки встречали высокое начальство. Север посетила правительственная делегация во главе с И. В. Сталиным.

Делегация прибыла в Сороку 21 июля на пароходе «Товарищ Анохин». Скорее всего, это случайное совпадение, которое нарком по военно-морским делам К. Е. Ворошилов и лидер ленинградских большевиков С. М. Киров использовали, чтобы осмотреть преодолевшие трудный путь корабли. «Вождь всех народов» и «лучший друг советских моряков» в мероприятии не участвовал.

Тем не менее долгие годы тиражируется миф, будто строительство флота началось с создания Северной морской флотилии 1 июня 1933 года именно после того, как «мудрый вождь и учитель» посетил Заполярье. Авторов мифа не смутило, что Сталин был там 21−22 июля, почти на два месяца позже. Для пропаганды обернуть время вспять куда проще, чем сибирские реки.

С годами о разнице в сроках забыли, и миф продолжает гулять по сайтам, страницам газет и даже по документам.

Пока балтийские корабли пересекали водораздел между морями, чтобы стать первыми боевыми единицами Северного флота, начальник Штаба Рабоче-Крестьянской Красной Армии издал формуляр, который утверждал:

«С первого июня 1933 г. сформирована военная флотилия в составе:

1. Командования и штаба флотилии.

2. Политического отдела флотилии.

3. Мурманского военного порта.

4. Командования и штаба дивизиона подводных лодок.

5. Подводных лодок (2 ранга) „Декабрист“ и „Народоволец“.

6. Эскадренных миноносцев (2 ранга) „Урицкий“ и „Куйбышев“.

7. Сторожевых кораблей (2 ранга) „Ураган“ и „Смерч“.

8. Управления Мурманского сектора и отдельного артдивизиона береговой обороны.

Постоянное базирование флотилии установлено в Мурманске — Кольский залив».

Эта дата отмечается сегодня как день Северного флота ВМФ России.

Как создавался Северный флот?
Фото: Depositphotos

Что еще почитать по теме?

Адмирал А. Г. Головко. Кто командовал Северным флотом?
День Военно-Морского Флота России: с чего начинался русский флот?
Корабли и судьбы. Русский «дедушка» Чилийского флота?

Обновлено 5.10.2018
Статья размещена на сайте 28.05.2017

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: