Перейти к первой части статьи…
Луидор чеканили из золота 917-й пробы. Вес этой монеты составлял 6.751 граммов. Он представлял собой кружочек диаметром 26 мм.
Луидоры имели хождение в стране вплоть до революции 1789 года. В революционное время французская денежная единица стала называться франком. Свобода, равенство, братство — и никаких королей!
Впрочем, как говорится, свято место пусто не бывает. В начале XIX века Франция стала империей. Император Наполеон Бонапарт повелел выпускать золотую монету со своим профилем. Эта монета стала называться наполеондор (Napoléon d’or — золотой Наполеон). Ее стоимость была установлена в 20 франков.
Вообще, поскольку в истории денег на монетах или на ассигнациях обычно изображали портреты государей, их имена, казалось бы, должны довольно легко становиться названиями валют. Но случалось такое нечасто. Одно из немногих исключений — сторублевые ассигнации государственного банка Российской империи, выпускавшиеся в 1898 и в 1910 годах. На них изображался портрет императрицы Екатерины II, за что их называли в народе «катеньками». Впрочем, это название, похоже, стало популярным после 1917 года, когда о стабильных дореволюционных деньгах оставалось только мечтать.
В сентябре 1917 года Временное правительство начало выпускать собственные денежные знаки, на которых никаких портретов не было. Однако они получили название «керенки» — по фамилии председателя Временного правительства А. Ф. Ке́ренского (1881 — 1970).
Характерно, что основная часть «керенок» была пущена в оборот уже при советской власти, после свержения Временного правительства. Керенки выпускались Народным банком РСФСР в 1918—1919 годах и находились в обращении до 1922 года. Из-за грандиозной инфляции эти денежные знаки совершенно обесценились и принимались к оплате целыми листами по 40 штук денежных знаков на каждом. Что называется, на вес.
Кроме того, в 1918 году Народный банк РСФСР выпускал кредитные билеты за подписью главного комиссара Народного банка РСФСР, которым был тогда Г. Л. Пятаков (1890 — 1937). Поэтому эти бумажные деньги иногда называли «пятаковками».
В нескольких южноамериканских странах национальные валюты названы в честь знаменитых соотечественников или же предшественников.
Предводитель освободительной войны против Испании Симон Боливар (Simón Bolívar; 1783−1830) — национальный герой Венесуэлы. Поэтому и национальная валюта называется его революционным именем, боливар. Не забудем также, что именем Боливара названа страна Боливия, а еще широкополая шляпа, которую носили в начале XIX века и которую, вероятно, в русском языке давно бы забыли, если бы не пушкинская строчка из «Евгения Онегина»:
Покамест в утреннем уборе,
Надев широкий боливар,
Онегин едет на бульвар
И там гуляет на просторе…
Денежная единица Эквадора с 1884 по 2000 год называлась сукре в честь сподвижника С. Боливара, Антонио Хосе Франсиско де Сукре (Antonio José Francisco de Sucre y Alcalá; 1795 — 1830). В 2000 году эквадорский сукре так обесценился, что его использование стало бессмысленным, и экономика страны полностью перешла на расчеты в американских долларах.
Впрочем, дело боевого революционного генерала не пропало. Расчетную валюту, которая используется в экономическом союзе нескольких латиноамериканских стран социалистической ориентации, объединенных стараниями Уго Чавеса и Фиделя Кастро, назвали сукре. Расчетная валюта — это нечто вроде упомянутого уже французского ливра: в расчетах используется, но в карман не положишь.
Название «сукре» — не только память о борце за освобождение континента, но и сокращение названия этой валюты на испанском языке: SUCRE, Sistema Único de Compensación Regional — Единая система региональных взаиморасчётов.
В Сальвадоре с 1919 по 2004 год была своя национальная валюта колон, названная в честь Христофора Колумба (Cristóbal Colón; 1451—1506). С начала 2004 года в Сальвадоре имеет хождение американский доллар.
А вот в соседней центрально-американской республике, Коста-Рике, колон по-прежнему жив и обслуживает не слишком могучую экономику страны, название которой с испанского языка переводится как «Богатый берег».
Игорь Вадимов, = Нет безобразья в природе = написал классик. "Все мы немножко лошади,// каждый из нас по-своему лошадь" (ВМ). Так чего...