Он был примерным семьянином и, страдая от вынужденной разлуки с любимыми детьми, старался советами в письмах и своими литературными трудами влиять на их воспитание и образование.
Он считал, что детям в подростковом возрасте очень важно заниматься самообразованием, уделяя особое внимание философии, Всемирной истории и прошлому своей страны. Он советовал сыновьям изучать сочинения Фейербаха, труды «великих мыслителей, любивших истину: Лапласа, Ламарка, Спинозы». В письмах к детям Чернышевский делился с ними своими знаниями и старался развить у них самостоятельное мышление.
Николай Гаврилович Чернышевский родился в 1828 году в городе Саратове в семье священника, учился три года в духовной семинарии, где преподавал его отец, а затем — в Петербургском университете. Он с интересом следил за революциями 1848 года в Европе и отмечал: «…всё более и более вовлекаюсь в политику и всё твёрже делаюсь в ультрасоциалистском образе мыслей». В двадцать два года он окончил университет, женился в Саратове на дочери врача Ольге Сократовне Васильевой, спустя три года вернулся в Петербург, написал диссертацию «Эстетические отношения искусства к действительности» и более восьми лет издавал журнал «Современник».
Судьба к Чернышевскому была чрезвычайно сурова: его арестовали в июле 1862 года и поместили в Алексеевский равелин Петропавловской крепости после того, как в Петербурге закрыли издание «Современника» из-за странных слухов о поджогах «нигилистов» и предложения
Так и растоптал абсолютизм монархии семейную жизнь одного из самых образованных и талантливых людей России того времени, устроив над автором романа «Что делать», написанного во время следствия, «гражданскую казнь». Его выставили на площади с доской на груди со зловещей надписью «Государственный преступник», сломали шпагу над головой и несколько часов продержали прикованным цепями к столбу. Когда в тридцать шесть лет писатель отправился на каторгу, его старшему сыну Александру исполнилось десять лет, младшему Михаилу — шесть, дети лишились своего дома, воспитываясь отныне у родственников и друзей родителей. Ободряющие письма отца поддерживали дух растерзанной семьи, терпевшей материальную нужду и полицейский надзор.
Когда сыновья вступили в подростковый возраст, Чернышевский посвятил их воспитанию на расстоянии много внимания, стараясь в своих письмах оказать влияние на формирование интересов детей, привлекая мысли к философии и истории. В его письмах нет никаких назидательных нотаций, но некоторые советы повторяются. Чаще всего это мысли о самообразовании, с помощью которого можно достичь в жизни многого: «Школьное учение очень недостаточно для юношей, желающих быть образованными людьми».
Его сыновья просили иногда в письмах дать оценку отдельным историческим событиям, и Николай Гаврилович, описывая крестовые походы и другие войны, напоминал им, «…что истина лишь тогда истина, когда она для людей», а «Критериум исторических фактов всех веков и народов — честь и совесть», «Наука, противоречащая гуманности, опасна для человека. Ум учёного — категория нравственная».
Чернышевский считал, что основы нравственности закладываются в семье, и спешил напомнить об этом в письмах своим сыновьям: «Семейная любовь… — самое благотворное изо всех добрых чувств человека… Бойкость речи, бойкость характера не ведут ни к чему полезному для людей, если мотивом слов и поступков бывает не чувство любви к людям». «Источник всего хорошего для людей, и в том числе благородных чувств, — добрые отношения человека к его близким, эти обыденные отношения к людям, с которыми живёт человек в одной квартире… Любя кого-нибудь честным чувством, мы больше, нежели было бы без того, любим и всех людей».
Авторитет умного и высокообразованного отца был так велик в сознании сыновей, унаследовавших от него стремление к знаниям и порядочность, что Александр, проявлявший интерес к математике, посылал ему задачи из области теории чисел. Он был способным математиком, но тяжелый нервный срыв развил серьёзную болезнь, оборвавшую его жизнь так же рано, как и отцовскую, — в шестьдесят один год. Его брат Михаил прожил дольше, писал стихи, стал основателем музея своего отца в Саратове и первым издателем Полного собрания сочинений Николая Гавриловича.
Многие мудрые изречения Чернышевского стали со временем афоризмами: «Дурные средства годятся только для дурной цели, а для хорошей годятся только хорошие», «Всё доброе полезно, всё дурное вредно», «Сила человека — разум, пренебрежение им ведёт к бессилию»…
лет каторги с ссылкой - неблагозвучно как-то.
над автором романа «Что делать» - в названии пропущен вопросительный знак?
оборвавшую его жизнь так же рано, как и отцовскую, – в шестьдесят один год
Для того времени век совсем не маленький, я бы сказал.
0 Ответить
Примерные семьянины семью не бросают, по равелинам не сидят, преступниками не становятся.Теоретик, конечно, лучше практика понимает, как воспитывать детей. А других афаризмов нет?
Оценка статьи: 2
0 Ответить
А по моему самообразованием, нужно заниматься начиная лет так с десяти. Чем больше человек узнаёт, тем больше он сможет применить на практиек, а значит тем меньше в его жизни будет неудач.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
по-моему - через дефис.
Денис, для того, чтоб так было лет с десяти - надо, чтобы годам к десяти человек был достаточно зрелым интеллектуально, чтобы в нем потребность к самосовершенствованию была, тяга к интеллект. труду. К напряжению мозгов.
Многим от вида строчек буквенных просто скучно становится, нередко и в 10, и в 15, и в 20 и дальше - трудиться головой непривычно и противно.
0 Ответить
Смысл сопоставления - только в том, что оба - "сидельцы"?
0 Ответить