Во-первых, благодаря ему Цой стал настоящей «рок-звездой», обойдя по популярности и Гребенщикова, и Кинчева, и Шевчука. Соперничать с КИНО на равных в то время мог только свердловский НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС.
Интересно, что именно АЛИСА оказала на смену стилистики песен Цоя самое непосредственное влияние. Разумеется, оно было обоюдным — ведь свои «молодёжные гимны» КИНО исполняло ещё задолго до Кинчева (вспомнить хотя бы «Последнего героя», «Троллейбус», «Верь мне»). Но «ветер изменился», и городская романтика с ночными прогулками, танцами и внутренней неустроенностью уже не являлась передовым веянием в рок-музыке. Эпоха требовала «боевых» песен, и Цой на этот вызов тут же отреагировал.
В 1986−87 годах КИНО активно развивает в своём творчестве «героическую» линию, что отразилось и на имидже. Вся группа облачилась в чёрные костюмы, а Цой начал играть роль сурового бойца-одиночки в духе Брюса Ли, фильмы которого очень любил.
Изменилась и манера пения. Если на «Перемен» Цой ещё поёт довольно высоким разгильдяйским голосом, характерно растягивая слова, то на «Группе крови» его голос стал заметно сдержаннее и ниже (а на поздних концертах и вовсе превратился в какое-то утробное бурчание).
«Спокойная Ночь» (1986)
Песни, вошедшие в «Группу крови», стали появляться в репертуаре КИНО ещё в 1986 году. Часть их можно услышать как в документальном фильме Рашида Нугманова «Йя-Хха», так и в короткометражке Сергея Лысенко «Конец Каникул». Именно там мы можем услышать такие песни, как призывную «Попробуй спеть вместе со мной» и декларативную «Дальше действовать будем мы», сильно напоминающие «гимны» АЛИСЫ (даже жестикуляцией Цой изрядно походил на Кинчева). К чести Виктора, стоит сказать, что он довольно быстро избавится от этого влияния и снова обретёт свой собственный стиль.
Съёмки «Конца каникул» проходили в Киеве, и именно в Киеве, по словам режиссёра, была написана и впервые исполнена ещё одна песня из будущей «Группы крови» под названием «Спокойная Ночь» (кстати, одна из любимых песен гитариста КИНО — Каспаряна). В тот фильм она не вошла, зато вошла в документальную картину А. Учителя «Рок» (1987).
Образ «ночи» давно уже эксплуатировался Цоем в самых разных песнях. Правда раньше «ночь» выступала как романтическое время молодёжных прогулок или фон для внутренних самокопаний.
В. Цой:
«Ночь для меня — это особое время суток, когда исчезают все отвлекающие факторы. Но не только. Ночь наполняет меня ощущением мистики. Все предметы, явления, вещи становятся ночью другими. Ты сам, наверное, замечал, что дневной человек и ночной человек, один и тот же, разумеется, — это, тем не менее, разные люди. Можно сказать, что ночь дает мне чувство романтики».
Однако в новой песне ночное время становится мрачноватым символом всеобщей успокоенности, некой духовной смерти, против которой и восстаёт герой песни (эка, я загнул!).
Соседи приходят, им слышится стук копыт,
Мешают уснуть, тревожат их сон.
Те, кому нечего ждать, отправляются в путь.
Те, кто спасен, те, кто спасен.Тем, кто ложится спать —
Спокойного сна.
С этой песней связана одна — почти мистическая — история, которая произошла в квартире молодого звукорежиссёра Алексея Вишни, где, собственно, и был записан альбом «Группа крови».
Алексей Вишня:
«Они писали „Тем, кто ложится спать, спокойного сна“… Было двенадцать часов дня, и мне позарез нужно было уходить на работу во Дворец молодежи. У нас была всеобщая депрессия — от песни. Витька ее так исполнял тогда — медленно, очень трагически. Вокруг него даже поле такое стояло — трагическое, непонятно почему.
Когда я ушел на работу, они остались слушать материал и к моей жене пришли соседи снизу и сказали, что они очень просят не нарушать покой — видимо, слушали „Спокойную ночь“ очень громко — сегодня умерла их бабушка, и соседи в этой связи не могут переносить музыку сверху, это сильно действует им на нервы. Вежливо попросили, очень вежливо».
«Группа крови» (1987)
Парадокс, но новые песни Цоя публика поначалу восприняла без особого энтузиазма — что на 4-м фестивале рок-клуба 1986 г. (тогда КИНО вышли на сцену после феерического выступления АУКЦЫОНА), что на 5-м 1987 г. Виктор обиделся, но цену своей музыке знал, поэтому на первых порах даже хотел издать альбом в США с помощью Джоаны Стингрей. Однако все обернулось по-другому. Перед тем как отдать плёнку с «Группой крови» Цою, Вишня тайком сделал копию и отнёс её в ларёк звукозаписи.
Именно благодаря этому неэтичному поступку альбом мгновенно разлетелся по Союзу и стал просто бешено популярным. И хотя в нём не было никакой политической конкретики, строчки «Те, кто молчал — перестали молчать», «Дальше действовать будем мы» или «Мы носили траур — оркестр играл туш» всячески использовались в статьях о проклятом «застое» и святой «перестройке». В общем, «Что тебе нужно? Выбирай!».
Главным героем альбома становится некий самодостаточный боец-одиночка, противостоящий злу в постоянной «войне». О целях этой войны слушателю нужно было догадываться самому.
С одной стороны, герой песен Цоя «никому не хочет ставить ногу на грудь», однако с другой — справедливо заявляет:
Что будет стоить тысячи слов,
Когда важна будет крепость руки?
Если не считать, нарочито включённого в альбом «Прохожего», все песни альбома стали хитами (а подобное в отечественной музыке случается крайне редко — на память приходит разве что «Разлука» НАУТИЛУСА или дебютный релиз Земфиры).
Но, разумеется, центральной темой альбома стала заглавная композиция. В своё время я так часто её слушал и играл на гитаре, что набил себе изрядную оскомину.
Из песни группы ЛЕНИНГРАД:
В магнитофоне играет группа «Кино»,
Ты говоришь мне: «Выключи это говно».
Тебя ломает от всякого старья…
«Заткнись, это любимая песня моя!»
О, группа крови на рукаве!!!
По словам виолончелиста АКВАРИУМА — Всеволода Гаккеля — именно он когда-то подкинул Цою словосочетание «Группа крови» как хорошее название для рок-группы. Но лидер КИНО решил использовать его в тексте, хотя нашивки с указанием группы крови в советской армии не использовались (да и крепят такие нашивки не на рукав, а в районе кармана).
Цой принёс эту песню своим коллегам по группе практически готовой — он придумал и знаменитый вступительный рифф, и гитарное соло, и даже басовую партию. Видимо, музыкантов подобная самодостаточность не удовлетворила, и они попытались хотя бы поэкспериментировать с аранжировкой.
Ю. Каспарян:
«Я помню, как мы делали одну из версий „Группы крови“… Слишком увлеклись диско. Виктор послушал и говорит: „Нет, ребята, так не пойдёт“. Ну и запретил диско-версию „Группы крови“».
Тем не менее у песни всё-таки были разные версии. Например, для пластинки «Последний герой» «Группа крови» была перезаписана с более ярко выраженными клавишами. Именно эта версия вошла в финал фильма «Игла», где героя Цоя предательски ранит ножом злодей из наркомафии. Впрочем, режиссёру удалось снизить пафосность этой сцены: герой всё-таки встаёт на ноги и, шатаясь, уходит по заснеженной дороге, сопровождаемый радостным голосом — «На этой оптимистической ноте…».
Кроме того, это единственная песня КИНО, которую мы можем услышать на английском языке. Англоязычная версия под названием «Blood Type» была записана по совету Джоанны Стингрей. Тогда у нас ещё верили, что советская рок-музыка может быть востребована на Западе. Однако матрёшки и «Дорогой длинною» остались куда более востребованными…
И уже в 2015 году Каспарян для проекта «Симфоническое КИНО» записал ещё одну версию знаменитой песни — без слов, но зато с оркестром.
«Бошетунмай» (1987)
Привычная для раннего КИНО ирония на песнях альбома «Группа крови» практически отсутствует. Редким исключением является забавный трек под названием «Бошетунмай», где Цой язвительно «простебал» своих рок-коллег по рок-цеху.
Надо сказать, что подобное Виктор себе обычно не позволял. Например, песню «Дети минут» вообще отказался исполнять на публике, чтобы никого не обидеть. Даже музыку к ней Каспаряну и Бутусову пришлось практически воссоздавать заново.
Что касается «Бошетунмая», то сведущий слушатель сразу понимал, что:
1. «Тот, кто учился в спецшколе» — намёк на Гребенщикова, который учился в школе с математическим уклоном.
2. Монотонное перечисление «Газ, телефон, горячая вода, радиоточка, пол — паркет…» — пародия на стиль группы ЦЕНТР (недаром речитатив этим словом и заканчивается).
3. Фраза «Все говорят, что мы в-месте…Все говорят, но немногие знают, в каком» — явный укол в сторону АЛИСЫ с её гимном «Мы вместе».
Кстати, похожий приём первым применил именно Кинчев в своей песне «Тоталитарный рэп», где иронически обыграл в тексте названия питерских рок-групп, в числе которых упомянул и коллектив Цоя.
Тоталитарный рэп — это КИНО,
Но о КИНО я не хочу говорить…
Говорят, что этот пассаж был вызван неким конфликтом между Кинчевым и барабанщиком КИНО Гурьяновым. К самому Цою лидер АЛИСЫ всегда относился по-дружески и позже заменил в тексте «не хочу» на более нейтральное «не могу».
Гораздо больше вопросов вызвало название «Бошетунмай». Сам Цой отвечал на такие вопросы уклончиво:
«по одной из версий, это древнекитайское слово, которое означает — „не продавайся“», «это такое волшебное слово», «это секрет».
Лишь спустя годы секрет названия прояснил Георгий Гурьянов:
«Была такая группа UB-40 — реггей, британский „нью вейв“. Они приехали к нам в Петербург, мы ходили на их концерт… А у них же всё вокруг марихуаны и косяков. Виктор под впечатлением всего этого написал реггей-песню. А „бошетунмай“ — это одно из наших названий этого продукта. Скорее это всё Тимур (Новиков — художник, знакомый Цоя — С.К.) придумал, у него был круг друзей, которые говорили между собой, что человек, который бросил это курить, продался. Соответственно, когда предлагалось курнуть, говорили: „Давай, не продадимся“. Так не продавались, не продавались, а потом для конспирации перевели слово на китайский язык».
Сам Цой, по воспоминаниям знакомых, никакой марихуаны не курил. Зато песня вышла смешная и прекрасно вписалась в фильм «Игла», повествующий как раз о наркодилерах. Но о фильме «Игла» и его главном хите я расскажу в следующей — заключительной — части.
Игорь Вадимов, = Нет безобразья в природе = написал классик. "Все мы немножко лошади,// каждый из нас по-своему лошадь" (ВМ). Так чего...