На выставке были представлены не только светские портреты и портреты духовных лиц, но и иконописные произведения отца Даниила, сделанные им фотографии, издания Оптиной пустыни, которые он иллюстрировал. Также впервые экспонировались дневники, которые Дмитрий Михайлович вел до ухода в монашество…
Дмитрий стал первенцем в семье Александры Дмитриевны, урожденной Бибиковой, и Михаила Павловича Болотова — внука известного ученого-энциклопедиста Андрея Тимофеевича Болотова. Появился он на свет в имении деда, Павла Андреевича. Тот был не из крутых богачей: кроме тульского имения, имел лишь 320 душ крепостных на Тамбовщине да 185 — в Орловской губернии.
Не купался в деньгах и его сын, у которого было шестеро детей. Но когда в раннем детстве у Дмитрия обнаружился талант к рисованию, Болотовы поднатужились и нашли финансовую возможность в 1854 году отправить его в Петербургскую Императорскую Академию художеств «вольноприходящим» учеником.
Дмитрий учился с полной самоотдачей, тем более что соученики были у него даровитые: Василий Верещагин, Константин Маковский, Иван Шишкин и другие. Позже они организовали Товарищество передвижников, вошедшее в историю. Эти молодые русские художники, хотя только начинали путь в искусство, уже имели твердые принципы, которые не боялись отстаивать.
Так, однажды консервативно настроенные профессора отказались допустить жанровые и пейзажные работы на академический конкурс. В ответ слушатели, претендовавшие на золотую медаль, отказались писать на заданную тему…
Впрочем, было в Академии и немало прогрессивных педагогов. Среди них, например, исторический живописец, профессор Алексей Марков, поддерживавший молодежь в ее творческом поиске. Жаркие споры и дискуссии завязывались обычно в трактире близ Академии, где слушатели гоняли чаи, рубились в бильярд и допоздна спорили, отстаивая свое видение изобразительного искусства. В числе самых горячих спорщиков был Дмитрий Болотов. Современники вспоминали его остроумие, сопряженное с глубокой вдумчивостью и стремлением во всем докопаться до Истины.
Во время учебы Болотов получил две малые и две большие серебряные медали за свои работы. Один из отмеченных наградой рисунков — «Моисей иссякает воду из скалы» — среди трех десятков других работ Дмитрия Михайловича хранится в Тульском областном музее изобразительных искусств. Этот лист «украшают» надпись «Утверждаю» с подписью конференц-секретаря Академии, им же проставленный номер «1», означающий высшую оценку, и подлинная сургучная академическая печать.
Д. Болотов окончил Академию с титулом классного художника третьей степени. Портреты стали его коньком. Многие из них находятся в музеях и картинных галереях Санкт-Петербурга, Тулы, Ульяновска, Зарайска, Пензы, Новосибирска, Твери. Особенно отличались тонкостью и одухотворенностью женские и детские портреты работы Болотова, что обеспечило ему признание в петербургском свете.
Среди мужских портретов выделяется портрет Ивана Айвазовского, проявлявшего большой интерес к творчеству молодого коллеги. По некоторым данным, именно Айвазовский и «сосватал» Дмитрия Михайловича давать уроки рисования великим князьям и княжнам. Словом, у художника было все для благополучной жизни в лучах славы и почета. Тем неожиданнее оказался его уход в монашество.
Свет на причины такого крутого поворота проливает дневник, начатый Дмитрием Михайловичем в годы учебы. Это не столько хроника событий, сколько размышления о нравственных проблемах жизни.
«Ложь, лесть, мишура могут обмануть только по виду, но никогда не могут дать человеку то, что дает ощутить истина и правда», — гласит одна из записей.
И далее:
«Я откладывал день за день приготовления к монастырю, а время уходило, привычки дурные укреплялись, новых хороших не приобретал, а время не стояло, а все шло вперед, и в этом хаосе понятий ничего не спорилось… понял, наконец, что на пути необходим человек, знающий жизнь, и опытный руководитель, и что таким человеком должно дорожить и жертвовать ему всем второстепенным, если то потребуется».
Таким руководителем стал для Дмитрия Болотова старец Амвросий, послуживший одним из прототипов старца Зосимы в «Братьях Карамазовых» Достоевского. Художника познакомила с ним сестра Болотова София — первая настоятельница основанного старцем Шамординского монастыря.
В результате этого знакомства Дмитрий Михайлович укрепился в намерении уйти в монахи и вскоре сделал это. Однако искусством занимался по-прежнему: расписывал храмы, писал портреты — теперь уже и духовных лиц, основал иконописные мастерские для молодых монахов и послушников Оптиной пустыни и Казанской женской Шамординской обители, под конец жизни увлекся фотографией. Среди наиболее известных работ иеромонаха Даниила — роспись братской трапезной в Оптиной и портрет преподобного старца Амвросия.
25 ноября 1907 года оптинский летописец записал:
«Сегодня в час дня скончался скитский иеромонах о. Даниил… О. Даниил сподобился сегодня утром причащения Божественных Таин и окончил жизнь по прочтении над ним отходной. Пред вечерней тело усопшего было перенесено из келлии в скитский храм, а после вечерни была совершена по нем панихида о. Оптинским настоятелем архим. Ксенофонтом соборне со скитоначальником о. Игуменом Варсонофием и иеромонахом о. Нектарием».
По желанию родственников тело усопшего погребено в монастыре «против алтаря Введенского собора». Так закончился непростой земной путь художника и монаха.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...