Причем не только среди благородного сословия, но и у части простых горожан. А именно — извозчиков, которым отныне было нельзя не только кричать, но и быстро ездить, да еще и «быть пьяными»! Интересный факт — чтобы обезопасить прохожих, Павел пытался вовсе запретить извозчиков в столице.
По рассказу современника, иные извозчики были очень возмущены нововведениями императора-деспота. Деспотом Павел I, конечно, был. Но был ли подобный указ в новинку? Ведь меры к упорядочению дорожного движения на Руси принимали задолго до Павла.
Одни из первых известных нам — указы Великого князя Ивана III. Правда, касались они ямских трактов — то есть междугородних сообщений, долго использовавшихся лишь для княжеских нужд. Вопрос пробок на междугородных трассах и теперь стоит не столь остро.
А в городах дорог и в старину не всем хватало. И рано или поздно, властям приходилось озаботиться безопасностью и удобством горожан.
Наводить порядок на дорогах начал царь Алексей Михайлович. Начал с малого.
- 1670 год — запрет на въезд в Кремль на лошадях чинам от стольника и ниже. Нет, не потому, что худородным сюда не по чину. Да и стольника, 5-й сверху дворцовый чин, к худородным никак не отнести. Запрет диктовался, в основном, безопасностью «тусовавшихся» в Кремле и вокруг него горожан.
- 1676 год — царь Федор Алексеевич велит снести на Красной площади торговые строения, препятствовавшие движению транспорта. Москва уже давно была «центром мира», притягивая как многочисленных гостей, так и желающих поселиться тут насовсем. Город активно рос вширь, а вот улицы оставались по-прежнему узкими. И начиная с Петра I, почти каждый царь подтверждал, уточнял и расширял дорожные правила и ограничения.
- 1683 год — Пётр I запрещает в Москве: ездить быстро; на невзнузданных лошадях; без возниц.
Последнее требует пояснения. Традиционным для Московии способом была езда в упряжке без вожжей. Возницы сидели верхом на лошадях. Уже при первых Романовых Русь постепенно европеизируется. И в Москве стали ездить по-европейски — «на вожжах с бичами большими». При этом страдали простые обыватели: «едучи по улицам и по переулкам, небрежением людей побиваете».
- 1718 год — Пётр I учреждает полицию в Петербурге;
- 1722 год — в Москве. Помимо прочего, полиции поручено следить за порядком на дорогах. В конце столетия Екатерина II указом «О благочинии» конкретизирует и упорядочит функции полиции.
Но видимо, даже петровские указы в Российской Империи соблюдались не всегда. И императрица Анна Иоанновна в 1730, 1732, 1737 годах также издаёт указы, касающиеся дорожного движения.
Прежде всего, это требование «ездить… со всяким опасением и осторожностью». За нарушение указа полагалась порка: в первый раз — плетьми, во второй — кнутом. За третье нарушение преступнику грозила каторга.
Позже императрица уточнила: «кто дерзнет так резво и несмирно ездить… и плетьми кого бить и санями и лошадью давить», тем грозило наказание вплоть до смертной казни.
В 1730 году в Петербурге появляются первые «посты ДПС» — караулы, наблюдавшие за дорожной обстановкой. Нарушителей предписывалось «приводить в полицию». А через 2 года конкретизировали: нарушителям грозили «жестокое наказание или смертная казнь». По крайней мере, для извозчиков и лакеев. Помещикам грозил крупный штраф. К слову, дела разбирались в Сенате — почти на высшем уровне.
Десятилетие правления Анны — суровое время! Некие элементы гуманизма появятся лишь в последующие царствования: Елизавета не утверждала смертных приговоров, а в правление Екатерины II состоялось лишь две публичных казни.
При Анне не было ни видимости гуманизма, ни игры в просвещенный абсолютизм. Впрочем, Анна понимала, что иногда нужно и расслабиться. Так что императрица разрешила «бегать на резвых лошадях взапуски или в заклад» в пустынных местах, «где мало людей ходит».
А вот ездить зимой по петербургским речкам и каналом возбранялось, дабы не засорять их «от конного помета»…
«Эстафету» принимает императрица Елизавета Петровна. 1742, 1744, 1753, 1756, 1760 годы — новые указы. Требования те же: ездить «смирно», дабы «утеснения и убийства не чинили». Императрица ограничила «звуковые сигналы»: возницам запрещалось ругаться и щелкать кнутами! А плети оставили лишь форейторам и возницам.
Заодно императрица ограничила габариты транспортных средств, запретив «тройки». Наказывать «водителей-нарушителей» предполагалось в духе времени: слуг пороть, помещиков штрафовать, слишком скоростные транспортные средства конфисковывать резвых лошадей отправлять на императорскую конюшню.
Дело не ограничивалось запретами и заботой о безопасности пешеходов. С течением времени правила все больше продумывались и конкретизировались. Пётр I ввёл правило, которому мы следуем до сих пор: экипажам разъезжаться с правой стороны.
При Екатерине II извозчикам впервые выдаются «номерные знаки» — кожаный номер нашивался на одежду. Знаки выдавались за плату, шедшую на полицейские расходы. Тогда же было снова запрещено громко кричать и свистеть; скорость в городе ограничивалась «малой рысью»; перед перекрестком предписывалось снижать скорость и «осматриваться». В очередной же раз устанавливались санкции за неосторожную езду: «взять под стражу и отослать к суду».
Также предписывалось уступать дорогу крестным ходам, похоронным процессиям, воинским частям и пожарным командам. Кстати, о пожарах! Екатерина запретила ставшую модной ночную езду с факелами. Только с фонарями!
Но правила касались не только безопасности.
В 1681 году царь Федор Алексеевич впервые регламентирует статус владельца экипажа.
«Думным чинам» (от бояр до думных дьяков) позволялось ездить в карете или санях: по будням на двух лошадях, по праздникам — на четырех, «на сговорах и свадьбах» — на шести. Придворным чинам и дворянам предписывалось ездить зимой в санях с одной лошадью, летом — верхом.
Екатерина II еще детальнее определила, кому и как ездить:
- Чиновникам 1-го и 2-го классов и генералам — на 6—10 лошадях цугом. Здесь — внимание! — впервые появляются «маячки»… простите, форейторы, криками предупреждавшие встречных о приближении высокого чина.
- Чины 3—5-го классов (условно — все те же бывшие думные люди) ездили цугом без форейторов.
- Чинам 6—8-го классов предписывалось ездить четверней.
- Чинам 9—14 классов — парой лошадей.
1800 год. Император Павел впервые запрещает езду по тротуарам!
А далее правила дорожного движения разрабатывались полицией и местными органами управления.
Так, в 1804 году петербургская полиция выпустила «Наставления старостам, извозчичьим и извозчикам». Здесь в который раз повторялось: «…ездить рысью, тихо»; соблюдая особую осторожность на перекрестках; снижать скорость при большом скоплении людей".
Здесь же законодательно устанавливалось правостороннее движение и требование пропускать пересекающих дорогу пешеходов. Наконец, указывалось соблюдать особую осторожность, «когда переводят… малолетних детей».
Времена настали просвещенные и гуманные, потому нарушителям грозили порка и арест до недели. Также ограничивался возраст извозчиков: от 15 до 65 лет.
А во второй половине XIX века для вступления в ряды извозчиков уже приходилось сдавать экзамен: «вождение», знание правил, знание города. Но видимо, порка пугала не всех. И в 1835 году московский генерал-губернатор отдельно прописывает: «останавливаться по первому требованию полиции».
В 1866 году в столицах вводятся номерные знаки — и техосмотр транспортных средств! Заодно возниц обязывают ночью использовать фонари.
В последней четверти столетия выходят подробные правила: ограничения скорости; правостороннее движение; правила проезда опасных мест; использование звуковых сигналов и ночного освещения; правила остановки и стоянки; правила перевозки грузов; предписания пешеходам…
В конце XIX — начале XX в. вводятся правила для велосипедистов и затем — автомобилей.
И наконец в 1907 году в столицах у дорожных полицейских появляются первые жезлы! Пока еще не полосатые, но современный дизайн жезла регулировщика, как и дальнейшее совершенствование ПДД — это другая история.
Впрочем, сколько правил не вводи, а в России строгость законов компенсируется необязательностью исполнения. К сожалению, это показывает вся история российских ПДД…
Что еще почитать по теме?
Питерская конка. Как она возникла и развивалась?
Зачем Москве были нужны «ваньки», «голубчики», «лихачи»?
Какие приметы связаны с автомобилями? Народные ПДД
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...