Вообще-то, изначально ВЕРАСЫ задумывались как некий «женский» аналог другого беларусского ВИА — ПЕСНЯРЫ. То есть как ансамбль, целиком состоящий из девушек. В 1971 году так оно и было — единственным исключением из правила был барабанщик. Однако в 1973 году гендерный принцип был окончательно нарушен — мужчин в коллективе стало не меньше, а затем и больше, чем женщин.
Одним из новых рекрутов в стане «амазонок» и стал Тиханович, который поначалу играл в ВЕРАСАХ на трубе и бас-гитаре. Говорят, одной из причин его появления в ансамбле стала любовь: Тихановичу очень приглянулась одна из солисток — Ядвига Поплавская. В 1976 году пара поженилась, а спустя время Александр и Ядвига стали самыми заметными «лицами» этого (довольно многочисленного) ансамбля (как шутила сама пара о своём имидже — «усы и очки»).
«Звёздный час» Тихановича в частности (и ВЕРАСОВ вообще) начался, конечно же, после записи песни про малиновку — птичку с красно-жёлтой грудкой и звонким голоском. Если пение соловья, как правило, служило в поэзии лирическим фоном для вечерних свиданий, то пение малиновки играло ту же роль на рассвете (хотя я с трудом представляю свидание с девушкой ранним утром).
«Малиновку» написали два опытных советских сонграйтера — поэт Анатолий Поперечный и композитор Эдуард Ханок. Мало кто знает, что впервые песню исполнили не ВЕРАСЫ, а солистка ВИА ПЕСНЯРЫ — Людмила Исулова. По её словам, тогда аранжировка «Малиновки» мало походила на ныне известный вариант. Песня была сделана в стиле Стиви Уандера, а вместо знаменитой свистульки звучал саксофон. К сожалению, первый вариант «Малиновки» в записи, видимо, не сохранился.
Оно и понятно — песня хитом так и не стала, хотя уже тогда исполнялась в белорусских ресторанах. Если верить Ханку, именно в ресторане её и услышали музыканты ВЕРАСОВ — произошло это в Бресте, куда ансамбль приехал на гастроли.
Руководитель ансамбля Василий Раинчик сразу разглядел в песне хит, но девушки с ним не согласились.
Василий Раинчик:
«Когда я первый раз показывал „Малиновку“ и говорил, что будем её петь, жена (одна из солисток ВЕРАСОВ — Ирина Цветкова — С.К.) стала меня стыдить: „Мы что, опустимся до такого уровня? Будем перед всей страной такую песню убогую петь?“ — со смехом вспоминает Василий Петрович. — Мы в то время БИТЛЗ на восемь-девять голосов раскладывали, а тут „Малиновка“. Яде (Ядвиге Поплавской — С.К.) тоже она не понравилась. Но я уже тогда был диктатором, сказал, что будем петь — и всё. И сказал, что завтра эту песню будут петь все. Доказать не мог, но интуитивно чувствовал. А Саша Тиханович, который вообще тогда не пел, сказал: „Я спою, не слушай их“».
Также Раинчик утверждал, что именно он сочинил на синтезаторе знаменитое свистящее вступление. Ядвига Поплавская с последним утверждением категорически не согласна. Она заявляла, что «птичье» вступление придумала сама и даже позаимствовала для него свистульку у своей племянницы. Эта игрушка была сделана в виде птички, наполненной водой.
Ядвига Поплавская:
«На концертах в птичку дула Надя Микулич. А поскольку птичка свистела, только когда в нее воду нальют, во все стороны летели брызги. У Нади после „Малиновки“ вся косметика по лицу была размазана. Тогда решили, что буду дуть в свистульку я, у меня все-таки очки есть».
Но это будет потом. А тогда — в 1979-м — аранжировка «Малиновки» была ещё не доработана, и песня редко исполнялась на концертах. Серьёзно за неё взялись во время записи пластинки. Получилось, что по хронометражу как раз не доставало одного трёхминутного трека, и им стала лежащая в запасниках «Малиновка». В оригинальной записи 1-й и 3-й куплеты исполнял Тиханович (это был его дебют как певца), а 2-й пели три девушки — Надежда Микулич, Галина Пучкова и Ядвига Поплавская.
Александр Тиханович:
«Отнесли пластинку на радио и ТВ, а сами отправились на гастроли по Северу. В Мурманске стали приходить странные записки: „Пожалуйста, песню со свистком“. У нас была песня про БАМ, и там что-то наподобие свистка. Исполняем, а зрители: „Не эта!“ Через несколько дней в гостинице смотрю „Утреннюю почту“. Вдруг появляется моё лицо во весь экран, а за кадром — „Малиновка“ с тем самым проигрышем, похожим на свист птички. Я в одних трусах по гостинице бегу к ребятам: „Чуваки! Песня со свистком — это же „Малиновка“!“ В тот же день исполнили её на концерте четыре раза».
В 1980-м году песня обрела всесоюзную славу и попала в финал телеконкурса «Песня года». Правда, там на сцене открывали рот под фонограмму совсем другие певицы (Поплавская и Микулич были в декретном отпуске).
Разумеется, успех «Малиновки» добавил «бонусов» и её авторам.
Анатолий Поперечный:
«Как-то нарушил правила, гаишник меня тормознул. Я оправдываться взялся, а он — ни в какую. Тогда я ему: мол, песню такую знаете — „Малиновка“? Я её автор. А гаишник мне строго: „Эх, ты! „Малиновки заслышав голосок“, а не „Малиновка““. Но документы отдал и штрафовать не стал».
Что касается Эдуарда Ханка, то работа ВЕРАСОВ ему настолько понравилась, что он стал сотрудничать с ансамблем постоянно. Следующим совместным хитом (и лауреатом «Песни года-81») стала грустная сатирическая песенка «Я у бабушки живу» (на стихи Игоря Шаферана).
Надо сказать, что это была уже не первая сочинённая Ханком и Шафераном сатира от лица ребёнка (достаточно вспомнить знаменитую «То ли ещё будет» в исполнении Пугачёвой, где критиковалась слишком усложнившаяся школьная программа). На этот раз песенники затронули тему снижения рождаемости. Недаром песня прозвучала в документальном фильме «Третий лишний», посвящённом проблеме одного ребёнка в семье.
Я у бабушки живу, я у дедушки живу,
Папа с мамой ходят в гости к нам.
Стало модным одного малыша иметь всего,
Да и то подкинуть старикам.У меня сестренки нет, у меня братишки нет,
Говорят, с детьми хлопот невпроворот.
Что же будет на земле через сто ближайших лет,
Если мода на детей совсем пройдёт.
Впоследствии Минздрав СССР даже прислал ансамблю и авторам песни официальную благодарность за работу над «повышением рождаемости в стране».
Ядвига Поплавская. 2002:
«Недели две назад после концерта к нам подошел мужчина, поблагодарил. Говорит: „Знаете, я ведь появился благодаря этой песне!“»
Ханок говорил, что писал эту песню уже специально под Поплавскую, которая успешно спела её тоненьким детским голоском. По иронии судьбы певица записывала песню на 8-м месяце беременности, а родившуюся дочку действительно пришлось часто оставлять на попечение бабушек. Оно и понятно — ансамбль был на подъёме, и гастрольный график был чрезвычайно плотный.
«Песня года-82» снова не обошлась без ВЕРАСОВ и Ханка. В том году композитор написал для Тихановича лирическую песню «Белый снег» — более известную как «Завiруха». Текст был написан Геннадием Буравкиным полностью на белорусском.
Эдуард Ханок:
«Помню, ехал из Филармонии в Театр музкомедии, на улице мела пурга, на коленях лежал лист со стихами Буравкина. Так и родилась мелодия».
Как видите, роль Тихановича в группе заметно выросла. Из-за этого начались внутренние интриги, а в 1986 году — после грязной истории с подбрасыванием наркотиков — Александр и Ядвига покинули ансамбль. Одним из последних хитов, исполненных Тихановичем в ВЕРАСАХ, стала песня Яна Френкеля и Михаила Танича «Страдания» («Обломал немало веток…»). Правда, многие помнят её и в исполнении Николая Караченцова, прозвучавшем в к-ф «Белые росы».
После ухода Тиханович и Поплавская образовали успешный дуэт СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ (название ему подарила очередная песня Ханка). Да и старые хиты эпохи ВЕРАСОВ из репертуара дуэта никуда не девались.
Что еще почитать по теме?
Какова история песен Аллы Пугачёвой «То ли ещё будет», «Улетай, туча» и «Всё могут короли»?
Кто такие «Лявоны»? Ко дню рождения ВИА «Песняры»
Какова история песен Олега Иванова про товарища и «кудесницу леса» Алесю?
Игорь Вадимов, = Нет безобразья в природе = написал классик. "Все мы немножко лошади,// каждый из нас по-своему лошадь" (ВМ). Так чего...