Сразу скажу: ни особых загадок, ни альтернативно-исторических «открытий» здесь, вроде бы, не предвидится. Тем не менее сражение на Пьяне заслуживает доброй памяти. Или не очень доброй…
Во-первых, это одна из первых побед над ордынцами. Во-вторых, в это время начинается «возвышение» Москвы. Ордынский центр слабеет из-за усобиц, и московский князь перестаёт платить выход. Сражением на Пьяне начинается прямое противостояние Москвы с Ордой.
В 1367 году, за 13 лет до Куликовского сражения, войско Булгарского улуса совершило набег на Городецкое княжество. Собственно, Городец когда-то и строился как крепость на границе с Волжской Булгарией. Только теперь Булгария — ставший самостоятельным улус Золотой Орды. Примерно такой же, как Русь.
И «русское» войско — лишь с натяжкой можно назвать русским. Единой Руси нет даже на Северо-Востоке. Против ордынцев выступают суздальско-нижегородская и городецкая дружины. Я так и не нашел информации об участии в походе москвичей. Вполне возможно, их там и не было. Кстати, через 13 лет уже суздальцы не примут участия в Куликовской битве…
Деталей о битве 1367 года летописец не донес — видимо, не исторический боевик писал! Все как обычно: «бысть сеча зла». Потерпев поражение, ордынцы пытались переправиться через Пьяну, в которой многие и утонули.
Интересно, что со стороны Золотой Орды не последовало санкций: эмир Булат-Тимур действовал не по приказу хана, а по собственной инициативе. Между прочим, после поражения на Пьяне эмира убили по приказу его формального сюзерена, хана Азиза. Возможно, за излишнюю самостоятельность.
Но это одна из первых русских побед над ордынцами. Не забываем: междоусобицы и ослабление Орды, а также победы над ордынскими отрядами вели к ослаблению зависимости. А значит, к снижению ордынского «выхода». Центральная власть неустойчива — взимать положенное некому!
Правда, не факт, что уменьшались налоги — скорее всего, деньги оседали в великокняжеской казне. Что ж, богатое государство — это сильное государство. Это каменное строительство, это хорошо снаряженное войско. Что мы и видим при Дмитрии Донском и его преемниках.
Больше того: Русь активно участвует в общих ордынских «разборках».
Теперь ханы не только пытаются диктовать Руси свою волю, а вынуждены искать союза с русскими князьями. Мамай — с московскими, его конкуренты — с соседями: князьями тверскими, суздальскими, рязанскими.
1371 год — договор об уменьшении дани. В 1374-м Москва вовсе прекращает ее выплату. Мамай передает великокняжеский ярлык Михаилу Тверскому, но Москва силой принуждает конкурента к подчинению.
В 1376-м москвичи вторгаются в булгарские земли, подчиненные Мамаю. Берут откуп, сажают таможенников и вывозят в качестве трофеев пушки. Через шесть лет эти орудия «заговорят» при обороне Москвы от ордынцев Тохтамыша. По сути, это набег Московской, или Залеской, орды на Булгарский улус… Или рать, как на Руси называли ордынские военные походы.
Но с рекой Пьяной связано еще одно очень необычное сражение в истории Руси. Случилось оно ровно 640 лет назад, в августе 1377 года. И тут название реки оказалось знаковым…
Через 10 лет к границам Суздальско-Нижегородского княжества приблизилась уже Мамаева орда. Точнее, отряд Араб-шаха Музаффара (в русских летописях — Арапша). На этот раз противника удалось обнаружить заранее. Князь Константин Дмитриевич Нижегородский обратился за помощью к своему зятю, московскому князю Дмитрию. И объединенное войско под предводительством самого Дмитрия (будущего Донского) вышло на перехват, встав на берегу все той же Пьяны. Встало надолго. Когда дошли вести, что ордынцы далеко, Дмитрий Иванович уехал, оставив за старшего нижегородского княжича Ивана.
Но… речь о Средневековье. Дисциплина в армии появится нескоро. Долгое бездействие подействовало, как и должно было: дружина расслабилась. По словам летописца:
«…одни — доспехи свои на телеги сложили, а другие — держали их во вьюках, у иных сулицы оставались не насаженными на древко, а щиты и копья не приготовлены к бою были. А ездили все, расстегнув застежки и одежды с плеч спустив, разопрев от жары».
Расслабились и воины, и воеводы. Дошло до того, что устроили охоту!
Хуже того, началось пьянство. Откуда спиртное? Из «зажитья», то есть от местного населения. От которого получали фураж и продовольствие — то ли добровольно, то ли попросту отбирали. XIII век на дворе, до снабжения как… как до дисциплины:
«…если находили по зажитьям мед или пиво, то пили без меры, и напивались допьяна, и ездили пьяными».
В общем, пьянство до добра не доводит. И когда ордынцы пришли, русским оставалось разве что отступать за Пьяну. И даже это удалось далеко не всем.
Наибольшие потери в Средневековье — при отступлении. Для организованного отступления нужна выучка и дисциплина. А пока проигравшие, в основном, бегут. А победителям остается гнать и рубить.
Многие, в том числе князь Иван Дмитриевич, утонули при переправе. Ордынцы же, пользуясь моментом, изгоном взяли оставшийся беззащитным Нижний Новгород. И заодно Рязань… хотя Рязанское княжество — не союзник, а соперник Москвы.
Такой вот исторический пример вреда пьянства. И это не западные фальсификаторы придумывают злобные мифы о русских. Это русский летописец грустно иронизирует: «Поистине — за Пьяною пьяные!» Да и само название реки, возможно, приобрело нынешнюю форму после битвы 1377 года. В оригинальном тексте «Повести о побоище на реке Пьяне» мы видим обе формы слова. Поначалу река именуется «Пиана». Возможно, от финн-угорского «малый». Форма «Пьяна» впервые встречается во фразе «за Пьяною пьяни» и дальше.
Похоже, легкая победа показала слабость русского Северо-Востока. И в 1378 году Мамай начал поход на Московское княжество…
Здравствуйте!
Название нашей реки Пьяны, образуется от двух тюркских слов "ПИ"+"АНА".
Приставки БИ, ПИ, БАЙ, ПАЙ в тюркском означают - означают Богатый.
Слово АНА означает - Мать.
Соединив два слова Пи+Ана, дословно БОГАТАЯ МАТЬ. Как могли тюрки еще назвать реку, ведь она была кормилицей для них. Нынешние предки тюрков нижегородские татары и по сей день проживаю на Пьяне (Шубино, Кочко-Пожарки, Семеновка, Пашат и др села). Назвать реку пьяной не в духе тюрков. Думаю позже переименовали Пиану в Пьяну.
Так же многие названия рек, и в особенности азиатской части Евразии, носят тюркоязычные названия: например, Енисей- Ана-сай(Ана-су, мать река), Обь – абэ, әби елга, бабушка река), Иртыш- эр+ тыш , мужчина река, Дон- Тын елга, Тихий Дон, Днестр- Тыныч тор, Ока- Ага елгасы, дедушка река.
Также в названии озера Байкал два тюркских слова: “бай,(богатый)” и + “кул”(озеро).
Тогда, надо думать, река Ангара тоже названа тюрками так потому, что образована от тюркского слова “Ынгыр”, т.е. “ненормальный”, и это по тому, что все реки впадают в моря, а Ангара начинается с Байкала(считай по тому времени с “моря”).
С уважением,
0 Ответить
Имя неизвестно, спасибо огромное за столь развернутый комментарий! интересно... поищу информацию, обязательно. не встретил такого.
0 Ответить