Начнем со столяра. Герман Думер, который жил в 1595—1650 годах, был краснодеревщиком, точнее — чернодеревщиком. Он изготавливал мебель из эбена — очень твердого дерева, которое тонет в воде. Его привозили корабли Ост-Индской компании из тропических лесов Индии, Цейлона.
О Германе известно не очень много: родился в Анрате, на самой границе с Германией, в 1613 году зарегистрировался в Амстердаме, где прожил до самой смерти. В том же 1613 году он начал работать в мастерской чернодеревщика Давида Стафмекера, который занимался обработкой эбена с 1590 года. (Между прочим, Давид Стафмекер в 1626 году утверждал, что все чернодеревщики Нидерландов — его ученики.)
Эбен появился в Нидерландах в конце XVI века в очень небольших количествах и использовался для изготовления мелких предметов: тростей, декоративных элементов для мебели. Когда начали привозить большие партии этого замечательного материала, столяры перешли к шкафам, креслам, рамам для картин.
В это время освоили изготовление шпона черного дерева, им облицовывали дубовую основу предметов мебели. В связи с этим возник конфликт гильдии мебельщиков св. Иосифа с чернодеревщиками, что заставило последних образовать свою гильдию в 1626 году. Это произошло после того, как Стафмэкер (при поддержке Ян Виллемса, Баса, Германа Думера и других чернодеревщиков) подал протест против гильдии изготовителей шкафов, в котором он утверждал, что для обработки черного дерева нужны совершенно другие инструменты.
К этому времени Герман Думер не только стал влиятельным в сообществе чернодеревщиков, но и достаточно состоятельным человеком: он был домовладельцем. А еще через 12 лет он покупает еще один дом.
Богатство позволяет ему заказать Рембрандту двойной портрет: свой и жены. Сегодня его портрет находится в Метрополитен-музее, Нью-Йорк, США*, а портрет жены — в Эрмитаже, Петербург, Россия. Портреты замечательны тем, что вдова чернодеревщика упоминает их четырежды в своих завещаниях: 1654, 1662, 1668 и 1677 годов (надо полагать, что завещание переписывалось по мере ухода наследников в мир иной).
В завещаниях также фигурируют 26 картин современников и предметы мебели, среди которых самым ценным является большой шкаф черного дерева, инкрустированный перламутром, и еще один шкаф с инкрустацией из панциря черепахи. Относительно первого есть предположение, что именно он находится в Рийксмузее, Антверпен, Нидерланды (шкаф из дуба и черного дерева, в центральной части — выдвижной ящик с головой барана вместо ручки, на углах верхней половины — гермы, в нижней части дверцы разделены полуколонной с навершием в виде атланта, его размеры: высота 220 см, ширина 206 см, глубина 83 см).
Портреты, как и все остальное имущество, видимо, были проданы после того, как ушли из жизни наследники, сохранявшие хоть какую-то связь с предками. Это произошло ориентировочно в 1700 году (судя по провенансу Метрополитен-музея), когда портреты попали в частную коллекцию.
С одной стороны — печальная судьба многих собраний, с другой — сегодня эти предметы выставлены на всеобщее обозрение в музеях мира.
*Провенанс портрета Германа Думера: сестра жены Бертьен Мартенс (1654−1662), ее сын Ламберт Думер, Амстердам (1662−1700), его племянник Герман Востер Младший, Амстердам (с 1700), частная коллекция, Женева…
В познавательном плане хорошая статья. Показано удивительное искусство краснодеревщика, которое мало известно современному читателю.
0 Ответить