Вскоре после вступления на трон Екатерина II задумала перестройку Москвы. Хотя я бы использовал популярное ныне слово: реновацию. Зачем? Вроде бы недолюбливала императрица Москву, предпочитая Петербург. Хотя никаких правил на этот счет не было. Петр I жил в Петербурге, а в 1728−32 годах императорский двор находился в Москве.
Москва была не самым современным городом, сохраняя древнюю кольцевую структуру: крепость с поселением вокруг; внешнее кольцо укреплений с поселениями вокруг; еще одно кольцо укреплений… Люди селятся вокруг города без особого плана, затем посад обносится очередным оборонительным кольцом.
В итоге выглядел город как-то не современно, слишком многое здесь напоминало о «старине». Говорят, это и не нравилось императрице, выросшей в Европе и далекой от русской традиции. То ли дело «линейный» евро-Петербург!
Говорят, Екатерина II думала перестроить старую столицу в «нормальном» европейском стиле. Но, к чести императрицы, не стала. А может быть, просто руки не дошли. Но кое-что обновляли! Точнее, по русской традиции, «поновляли»…
Конечно, сделать из старой столицы России «евростандартный» город было невозможно. К счастью, не покушались и на исторически сложившуюся структуру древнего города. Но хотя бы «окультурить»…
И Екатерина Великая взялась за дело. Впрочем, ломали большей частью с умом. Сносили ненужное.
Прежде всего, сносили ставшие ненужными укрепления, предназначавшиеся для обороны от ордынских набегов. Снесли деревянные стены Земляного города — системы дерево-земляных укреплений конца XVI века. Освободившиеся земляные валы превратились в променад. Их снесут уже в следующем столетии, устроив на их месте широкую улицу, обрамленную зелеными насаждениями — будущее Садовое кольцо. Но память о земляных укреплениях сохранилась в названиях улиц: Земляной, Крымский, Зацепский валы — это оттуда.
Похожим образом обошлись с расположенными ближе к центру укреплениями Белого города. Каменные стены и башни разобрали, заложив на их месте будущие кольцевые улицы-бульвары. При Екатерине построили лишь один бульвар — будущий Тверской, пока просто «Бульвар». Остальные проложат уже в царствование Александра I.
От бывших укреплений осталось, собственно, одно из московских колец и названия площадей, расположенных на месте бывших проездных башен: Тверские, Арбатские, Петровские и прочие ворота.
Хотя осталось и кое-что материальное. В прямом смысле: материал, то есть кирпич из разобранных стен, использовали для новых построек. При Екатерине II приняты меры к защите от пожаров: в границах бывшего Белого города отныне разрешалось только каменное строительство.
Еще одно кольцо при Екатерине II не «поновляли». В царствование Елизаветы Петровны оно было вначале таможенной границей города — здесь брали пошлину за ввозимые в столицу товары; а после отмены внутренних таможен — полицейской границей. При Екатерине это оборонительное кольцо сделали фактической границей города.
После эпидемии чумы 1771 года в границах Камер-Коллежского вала запрещены похороны, кладбища вынесены за городскую черту. Сохранились здесь и полицейские посты — заставы. Впрочем, в московской топонимике «заставы» остались по сей день: Пресненская, Тверская, Сокольническая… Есть на современной карте и одноименные валы, часть из которых входит в состав современного Третьего транспортного кольца.
Кстати, об эпидемиях в истории Москвы. Именно после чумы 1771 года сделаны важнейшие шаги к улучшению санитарного состояния: очищена, «окультурена», частично перекрыта сводом река Неглинная и проведен первый в Москве общественный водопровод с самым большим в России каменным мостом — Ростокинским акведуком. Да и сейчас акведук, в общем-то, впечатляет…
Строили при Екатерине много. В том числе и в Кремле. Но сейчас не о строительстве, а о… реновации, обновлении построенного прежде.
Бог с ним, Земляным городом — системой валов, рвов и палисадов. Такие быстровозводимые укрепления требуют регулярного ремонта — либо заменяются каменными. Набеги Москве давно не грозили, да и Крым — последний осколок прежней Орды — стал российским.
А вот на Белый город не покушался даже величайший «перестройщик» Петр I. Но видимо, «исторические ветхости» оскорбляли европейский вкус императрицы Екатерины. Ну или не нашлось другого места для бульваров…
Впрочем, справедливости ради: главное из московских колец Екатерина старалась сохранить. Даже отдавала на этот счет специальное распоряжение. О котором кольце речь? О самом главном и самом первом: кремлевском.
А как же иначе? Везде реновация, а в резиденции императрицы нет?
Вроде бы реконструкция Кремля была задумана с подачи и по проекту архитектора Баженова. Задумка была грандиозна: Кремль, почти полностью, должен был оказаться внутри нового дворцового комплекса — Большого Кремлевского дворца.
Треугольный план Кремля сохранялся, только на стороны Москвы-реки и Белого города должны были выходить 40-метровые дворцовые стены. Прежний вид на крепость сохранялся со стороны Красной площади. Древние храмы и иные постройки «убирались» внутрь дворцового ансамбля.
И в августе 1772 года начали строительство. Перед этим укрепили Благовещенский и Архангельский соборы. Ну, а кое-что «пришлось» разобрать: здания Приказов (XVI−XVII вв.), храм Черниговских Чудотворцев (XVII в.), Запасной дворец Бориса Годунова и не только.
Главное: успели разобрать участок стены со стороны набережной!
К счастью, «обновить» весь Кремль не успели. Война с Турцией требовала расходов; начало строительства совпало с эпидемией чумы; да еще начавшиеся подвижки грунта угрожали Архангельскому и Благовещенскому соборам и части новых построек. Вроде бы и москвичи были недовольны перестройкой древней крепости, а тут и без того начался Чумной бунт…
И в 1775 году реконструкцию остановили, восстановив разобранную было стену.
Ну, а Кремль и Москву «поновляли» еще не раз. Не всегда проявляя пиетет к архитектурным ценностям…
Радиально-кольцевая структура сдерживает транспортные потоки современного города. Современные московские архитекторы исправляют старую, времен Сталина, ошибку, когда эту структуру законсервировали, только расширив радиальные проспекты, которые сходились к Кремлю (а должны были сходиться к Дворцу Советов). Достаточно далеко от центра прокладываются хордовые шоссе, как бы спрямляющие круг.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
линейный Питер и кольцевая Москва...
0 Ответить