Наталья Наумова Грандмастер

Жбанниковская игрушка: в чём её своеобразие?

Стихия земли — великая тайна. Это материальная первооснова, исходная субстанция. Такие свойства вобрала в себя и глина. Наблюдательный, вдумчивый мастер видит в ней будущие произведения. В умелых руках она превращается в прекрасные изделия.

Жбанниковские свистульки — дудки Фото: Сайт «Русские художественные промыслы»

Жбанниковская игрушка — самобытный промысел. Получил он своё название от деревни Жбанниково Городецкого района Нижегородской области. Здесь и в окрестных сёлах (Проскурино, Роймино, Рыжухино и других) создаются удивительные изделия. Есть предположение, что гончарное ремесло развивалось в тех краях с XIII века. Однако сам промысел сложился в начале XX столетия.

Традиции и творческий поиск

Жбанниковские игрушки — чаще всего свистульки. Но предназначались они отнюдь не только для детских игр. По народным поверьям, свист отгоняет злых духов и привлекает добрых. А ещё звучащие фигурки использовали зазывалы на ярмарках. Столь своеобразные музыкальные инструменты с весёлым голосом как нельзя лучше помогали создать праздничную атмосферу и заинтересовать товарами.

Мастера не останавливались на достигнутом, а находились в активном творческом поиске. Особенно ярко это проявилось в 20−30-е годы XX века. Стали появляться достаточно сложные сюжеты. Они нередко брались из окружающей действительности. Умельцы трудились над образами всадников, солдат, крестьянок. Иногда создавались целые скульптурные композиции.

Жбанниковская игрушка
Жбанниковская игрушка
Фото: Сайт «Русские художественные промыслы»

Но ряд персонажей сохранился с момента появления промысла. В их числе — конь, олень, баран, петух и даже фантастические существа. Стилизованные фигурки — очень примечательные произведения народного творчества. Это то наивное искусство, в котором по-детски непосредственный взгляд на мир соединяется с умением глубоко проникать в суть явлений. Передаётся не столько реальный облик животного, сколько та символика, которой наделён образ в народном сознании.

У каждого персонажа — своё значение. Например, петух — символ Солнца, мечты о счастье. Олень с его причудливо-ветвистыми рогами олицетворяет Мировое Древо, которое объединяет все сферы бытия. А в быту он нередко выступает символом изобилия и плодородия. Конь — очень многогранный образ. Он соединяет в себе олицетворение добра, силы, устремлённости вперёд.

Грациозные силуэты

Жбанниковская игрушка имеет в своей основе пирамиду, полую внутри. Из неё вытягиваются ножки, голова и сам свисток. Отверстия делаются при помощи палочки-стека — они позволяют фигурке звучать. Поверхность глиняной игрушки тщательно выравнивается — мастера следят, чтобы на ней не оставалось следов лепки. Затем изделие высушивается на воздухе и обжигается в печи.

Наступает черёд росписи. Прежде использовались масляные краски, сейчас чаще темперные. Вначале идёт работа над фоном. Нередко изделие полностью покрывается тёмной, почти чёрной краской. Символически это связано с цветом земли и олицетворяет плодородие. А ещё придаёт игрушке особую грацию, даже элегантность.

Но иногда для фона берутся другие цвета. Здесь также прослеживается символика. Например, красный цвет олицетворяет тепло, синий — небо, жёлтый — богатый урожай и достаток в доме, зелёный — здоровье и рост. Некоторым деталям придаётся серебристый оттенок при помощи алюминиевого порошка.

Поверх фона наносится рисунок. Для жбанниковской игрушки характерен растительный орнамент. Но иногда мастера прибегают к своеобразному приёму: краски накладываются простыми тычками при помощи куска поролона. Пятна получаются непохожими одно на другое, и это подчёркивает неповторимость каждого изделия. На последнем этапе фигурку покрывают лаком.

Мудрость природы

В разные годы над созданием игрушек трудились многие мастера. Среди наиболее известных имён — Макар Белов, Василий Дудкин, Степан Сироткин, Трифон Потатуев, Ларион Потатуев, Прасковья Тимофеева. Их творчество позволило сохранить народные традиции. Произведения представлены в музеях, украшают также различные частные коллекции. Персонажи у каждого мастера получались своими, но при этом стиль промысла всегда узнаваем.

Жбанниковская свистулька П.С. Тимофеевой
Жбанниковская свистулька П.С. Тимофеевой
Фото: Источник

В 2017 году в Государственном Дарвиновском музее в Москве проходила выставка «Сказочная страна Нижегородия». На ней были представлены образцы изделий народных промыслов, в том числе жбанниковские игрушки. Экспозиция вызвала живой интерес посетителей.

«Природу украшать не надо, но надо почувствовать её суть и освободить от случайностей», — сказал Исаак Левитан.

Эти слова справедливы не только для живописи. Суть природы, её глубокая мудрость — это то, что вобрало в себя народное искусство. Причудливые изделия сохраняют в себе отголоски древних традиций и взглядов на мир. Глина как будто оживает, и зрители соприкасаются с удивительной тайной.

Что еще почитать по теме?

Филимоновская игрушка: в чём её секрет?
Каргопольская глиняная игрушка: чем она знаменита?
Что такое майолика и как развивался в России этот вид керамики?

Обновлено 9.09.2017
Статья размещена на сайте 28.08.2017

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: