В эти игры действительно играли всегда. С глубочайшей древности. Только немного серьезнее, чем теперь.
Вспомним, как проходят игры?
С салками все как положено в детской игре: шум, беготня, азарт и так далее. В жмурках шума меньше: игроки стараются не выдать себя звуками. Можно тихонько пройти рядом с водящим, встать за спиной… Можно подразнить водящего, подав голос или коснувшись его. И пойманный, бывает, взвизгивает почти по-настоящему!
Не потому ли, что древняя игра затрагивает в душе древние же струны? Ведь детские игры на пустом месте не возникают. Они всегда функциональны, всегда чему-то учат. Это всегда «игра всерьез». А какие навыки вырабатывали в салках и жмурках?
На просторах Интернета нашлись две версии. Первая: прототип салочек — древняя пастушеская игра, имитация ловли и клеймения скота. Вторая версия: салки имитируют обряд инициации. Водящий изображает старшего предка (возможно, первопредка, прародителя), его касание — символ приобщения к роду. И настоящая задача играющих — быть осаленными. Но вначале покочевряжиться, побегать от «предка». В подтверждение приводится вариант салок «с домиком»: нельзя салить сложившего над головой руки «домиком» и (иногда) произносящего «чур меня». Тем самым играющий обращается (и тем самым магически «приобщается»!) к потусторонней силе, к покойникам. Или к чужакам, посторонним.
А ни чужак, ни мертвый членами рода не станут! Все логично, кроме одного: зачем прятаться в «домик» и вообще убегать? Да юноша в архаичном обществе спит и видит, как, пройдя инициацию, станет взрослым! Ответ «потому что это игра» не принимается.
Жмурки, по версии «из Интернета» — имитация любовной или брачной игры. Или шире: поиска пути «вообще» — вслепую, на ощупь, по наитию.
Возможно, салки и имитировали отлов скота. А жмурки действительно хороши в качестве игры на молодежных посиделках. Только это совсем не главное. Обе игры, действительно, имитируют обряд инициации — важнейшее событие в жизни человека традиционной культуры.
Но… окажись все так просто, было бы неинтересно. И почему все-таки убегают от водящего? Да еще и зовут на помощь чужих покойников?
Потому что в древности было наоборот: призывали предков, а убегали от покойника или самой смерти, которую изображает водящий. Понятно, почему его прикосновения стараются избежать!
Первоначально обе игры имитировали важнейшее в жизни событие: обряд инициации, становление юноши полноценным человеком, взрослым, членом рода. Обряд инициации всегда предполагал «встречу со смертью», со смертельной опасностью — вначале реальной, позже символической. Прежний человек, ребенок, при этом «умирает», и рождается снова — в ином, взрослом качестве.
У игры в жмурки более явный символизм: смерть издревле ассоциируется со слепотой. Вы не задумывались, что означает само название игры?
В сказке «Дочь и падчерица» девочки «играют» в жмурки с медведем, причем девочка должна звонить в колокольчик, «обозначая себя». «Хорошей» падчерице помогает мышь, ну, а «плохую» дочь… съедают. Все здесь — животное-медиатр, медведь, реальная смерть «играющего» — подтверждает чрезвычайно древнее происхождение старинной игры.
Новое звучание приобретают и «салки с домиками» или «стенкой». Точнее — также старое, первоначальное, архаичное звучание. Дом — место сакральное, недоступное для чужих, враждебных сил. Дом защищен захороненными здесь (под порогом и, весьма вероятно, под печью) предками. И «чур», или «щур», действительно покойник. Только свой, предок, пращур, покровитель.
При этом всякому понятно, что злоупотреблять «домиком» не нужно. Для «цивилизованных» детей это все-таки подвижная игра, где цель — проявить ловкость, избегая касания водящего, а не отсиживаться «вне игры». В традиционном же обществе, как ни страшит обряд посвящения, пройти его нужно. «Отсидеться» не удастся — придется, встретившись с опасностью, символически «умереть» и возродиться в новом качестве. Лишь так можно стать взрослым, полноценным членом рода.
Не зря в упомянутой сказке играют именно в жмурки и именно с медведем — это не что иное, как игровое изображение смертельно опасного ритуала с участием тотемного животного.
Все это сложно и «притянуто за уши» лишь с точки зрения современного человека. Предки не придумывали мифов, а жили в них.
А нам никто не запрещает играть в салки и жмурки… Просто играть. Как в игры. Но и забывать свою историю не стоит. Игре это ничуть не помешает — а может быть, даже сделает ее интереснее.
Кстати, салки и жмурки — не единственные детские игры, дошедшие к нам из глубины времен. Мы с вами еще в ладушки не играли…
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...