Александр Смирнов Грандмастер

Зачем придумали игры в салки и жмурки?

Что общего у игр в салки и жмурки? На первый взгляд, сходство очевидно: там и здесь нужно избежать прикосновения (или захвата) водящим. Нормальные подвижные игры, играть в которые мы, кажется, умеем с рождения — то ли от природы, то ли из опыта поколений.

Фото: Depositphotos

В эти игры действительно играли всегда. С глубочайшей древности. Только немного серьезнее, чем теперь.

Вспомним, как проходят игры?

С салками все как положено в детской игре: шум, беготня, азарт и так далее. В жмурках шума меньше: игроки стараются не выдать себя звуками. Можно тихонько пройти рядом с водящим, встать за спиной… Можно подразнить водящего, подав голос или коснувшись его. И пойманный, бывает, взвизгивает почти по-настоящему!

Не потому ли, что древняя игра затрагивает в душе древние же струны? Ведь детские игры на пустом месте не возникают. Они всегда функциональны, всегда чему-то учат. Это всегда «игра всерьез». А какие навыки вырабатывали в салках и жмурках?

На просторах Интернета нашлись две версии. Первая: прототип салочек — древняя пастушеская игра, имитация ловли и клеймения скота. Вторая версия: салки имитируют обряд инициации. Водящий изображает старшего предка (возможно, первопредка, прародителя), его касание — символ приобщения к роду. И настоящая задача играющих — быть осаленными. Но вначале покочевряжиться, побегать от «предка». В подтверждение приводится вариант салок «с домиком»: нельзя салить сложившего над головой руки «домиком» и (иногда) произносящего «чур меня». Тем самым играющий обращается (и тем самым магически «приобщается»!) к потусторонней силе, к покойникам. Или к чужакам, посторонним.

Н. Ланкре, «Салочки в стиле рококо»
Н. Ланкре, «Салочки в стиле рококо»
Фото: ru.wikipedia.org

А ни чужак, ни мертвый членами рода не станут! Все логично, кроме одного: зачем прятаться в «домик» и вообще убегать? Да юноша в архаичном обществе спит и видит, как, пройдя инициацию, станет взрослым! Ответ «потому что это игра» не принимается.

Жмурки, по версии «из Интернета» — имитация любовной или брачной игры. Или шире: поиска пути «вообще» — вслепую, на ощупь, по наитию.

Возможно, салки и имитировали отлов скота. А жмурки действительно хороши в качестве игры на молодежных посиделках. Только это совсем не главное. Обе игры, действительно, имитируют обряд инициации — важнейшее событие в жизни человека традиционной культуры.

Но… окажись все так просто, было бы неинтересно. И почему все-таки убегают от водящего? Да еще и зовут на помощь чужих покойников?

Потому что в древности было наоборот: призывали предков, а убегали от покойника или самой смерти, которую изображает водящий. Понятно, почему его прикосновения стараются избежать!

Чезаре Аугусто Детти, «Игра в жмурки», 1869 г.
Чезаре Аугусто Детти, «Игра в жмурки», 1869 г.
Фото: Источник

Первоначально обе игры имитировали важнейшее в жизни событие: обряд инициации, становление юноши полноценным человеком, взрослым, членом рода. Обряд инициации всегда предполагал «встречу со смертью», со смертельной опасностью — вначале реальной, позже символической. Прежний человек, ребенок, при этом «умирает», и рождается снова — в ином, взрослом качестве.

У игры в жмурки более явный символизм: смерть издревле ассоциируется со слепотой. Вы не задумывались, что означает само название игры?

В сказке «Дочь и падчерица» девочки «играют» в жмурки с медведем, причем девочка должна звонить в колокольчик, «обозначая себя». «Хорошей» падчерице помогает мышь, ну, а «плохую» дочь… съедают. Все здесь — животное-медиатр, медведь, реальная смерть «играющего» — подтверждает чрезвычайно древнее происхождение игры.

Новое звучание приобретают и «салки с домиками» или «стенкой». Точнее — также старое, первоначальное, архаичное звучание. Дом — место сакральное, недоступное для чужих, враждебных сил. Дом защищен захороненными здесь (под порогом и, весьма вероятно, под печью) предками. И «чур», или «щур», действительно покойник. Только свой, предок, пращур, покровитель.

При этом всякому понятно, что злоупотреблять «домиком» не нужно. Для «цивилизованных» детей это все-таки подвижная игра, где цель — проявить ловкость, избегая касания водящего, а не отсиживаться «вне игры». В традиционном же обществе, как ни страшит обряд посвящения, пройти его нужно. «Отсидеться» не удастся — придется, встретившись с опасностью, символически «умереть» и возродиться в новом качестве. Лишь так можно стать взрослым, полноценным членом рода.

Не зря в упомянутой сказке играют именно в жмурки и именно с медведем — это не что иное, как игровое изображение смертельно опасного ритуала с участием тотемного животного.

Все это сложно и «притянуто за уши» лишь с точки зрения современного человека. Предки не придумывали мифов, а жили в них.

Зачем придумали игры в салки и жмурки?
Фото: Depositphotos

А нам никто не запрещает играть в салки и жмурки… Просто играть. Как в игры. Но и забывать свою историю не стоит. Игре это ничуть не помешает — а может быть, даже сделает ее интереснее.

Кстати, салки и жмурки — не единственные игры, дошедшие к нам из глубины времен. Мы с вами еще в ладушки не играли…

Продолжение следует

Обновлено 16.10.2017
Статья размещена на сайте 7.10.2017
Что еще почитать по теме?

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: