Во-первых, Смит, наконец-то, помирился с Саймоном Гэллапом, и басист снова вернулся в ряды группы. Во-вторых, был выпущен новый альбом «The Head on the Door».
Альбом вышел очень сбалансированным — в нём Смит синтезировал весь накопленный музыкальный опыт: привычную меланхолию, яркие поп-мелодии и даже этнику (например, ритмы фламенко в композиции «The Blood»).
«In Between Days» (1985)
Наиболее парадоксальным проявлением упомянутого синтеза стал первый сингл альбома под названием «In Between Days» («В промежутках между днями»).
Р. Смит:
«В то время мне было двадцать пять и я понял, что пора уже немного повзрослеть. Я купил классную металлическую шестиструнную акустику и вскоре после ее приобретения начал наигрывать аккорды „In between days“».
Несмотря на довольно светлую мажорную музыку, текст песни не блистал оптимизмом — Смит пел о страхе перед одиночеством и старением (с чего бы это в 25 лет?!).
Сингл стал № 15 в Британии, а клип к «In Between Days» Смит всегда числил среди самых любимых. Правда, сами съёмки певца сильно утомили. Во-первых, ему пришлось 5 часов ходить с привязанной камерой. Во-вторых, режиссёр Тим Поуп решил вымазать лица музыкантов флуоресцентной краской, которая в ультрафиолетовом освещении придавала им психоделический вид.
Психоделии добавили и мелькающие на видео… носки.
Т. Поуп:
«В данном клипе мне необходимо было добиться расплывчатых цветовых пятен, так что я подвесил перед камерой свои старые носки. Они должны были получиться совершенно расплывчатыми. Но когда я посмотрел отснятую сцену, я сказал себе: „А, черт, все-таки все это здорово похоже на носки“… И когда через месяц я поехал с группой в турне по США, я неожиданно увидел, что пропуска для прохода на сцену сделаны… в форме носка! Более того, по всему залу торгуют носками!»
«Close to Me» (1985)
Ещё забавнее вышло видео к «Close to Me» — последнему синглу альбома. Кстати, название самого альбома — «The Head on the Door» («Голова на двери») — как раз цитата из этой песни, навеянная детскими страхами Смита. Интересно, что поначалу песню даже не собирались в альбом включать.
Р. Смит:
«Только когда я записал вокал и песня приобрела клаустрофобическое звучание, она ожила. До этого это было что-то посредственное».
Как и в предыдущем случае, лёгкая мажорная музыка сочеталась с весьма пессимистичным текстом, содержание которого сам автор объяснял так:
«…Телевидение, запись, чтение, размышления, сидение на одном месте. И я знаю с самого начала цепочки действий, что не буду чувствовать ничего примерно следующие пять часов. Я подчиняюсь этому, пока не лягу спать…
В „Close To Me“ говорится как раз об этом. В некоторые дни вы просто знаете, что ничего не случится. Нечего чувствовать. Еще один прошедший день, ничего больше».
Что касается названия песни, то его можно перевести двояко — и как «Близко ко мне», и как «Закрывая меня». Именно последнее значение определило сюжет клипа. В нём запертых в шкафу музыкантов… сбрасывали с обрыва в море (ещё один давний кошмар Роберта Смита). Место съёмок было символичным — мыс Бичи-Хед, возвышающийся над Ла-Маншем (поговаривают, что это одно из любимых мест английских самоубийц).
Конечно, в Ла-Манш сбросили пустой шкаф, а тот, который был с музыкантами, погрузили в огромный бак с водой. Как вспоминал Смит, «это были 12 самых неудобно проведённых часов в моей жизни», да ещё и вода в баке оказалась не очень свежей.
Гитары с барабанами в шкаф не поместились, поэтому на видео ударник Уильямс просто хлопал в ладоши, Толхерст «тренькал» на расчёске, а Гэллап вообще ничего не имитировал — зато держал во рту зажжённую лампочку, чтобы подсвечивать внутренность шкафа изнутри.
Сингл «Close To Me» вышел в сентябре 1985 года и стал в Британии № 24.
На этом история песни не закончилась. В 1990 году для раскрутки сборника «Mixed Up» была выпущена новая ремикшированная версия с более медленным темпом и духовыми партиями. Под это дело даже отсняли новую версию клипа, где музыканты выбирались из того самого шкафа на дне океана и сражались с человекоподобными осьминогами.
Ремикс оказался успешнее оригинала (№ 13), да и мне лично он нравится больше.
«Why Can’t I Be You?» (1987)
В 1987 году Смит посчитал, что музыканты THE CURE сильно разленились, и призвал их непосредственно поучаствовать в создании нового материала. Так на свет родился аж двойной альбом под кокетливым названием «Kiss Me, Kiss Me, Kiss Me».
В нём уже не было цельности «The Head on the Door». Это была настоящая «солянка» с песнями на любой вкус — от агрессивной «Shiver and Shake» и пафосной «Fight» до романтической «One More Time» и откровенно попсовой «Catch».
Лично мне почему-то особо запомнилась композиция «How Beautiful You Are», где Смит почти дословно положил на музыку рассказ Шарля Бодлера «Глаза бедняков». В нём рассказывалось, как одна влюблённая пара встретила на улице бомжа с детьми. И если у героя эти бедняки вызывали жалость, то у его подруги — лишь брезгливое отвращение.
Вот почему я тебя ненавижу
Тогда я узнал
Никто до конца не поймет и не полюбит другого,
Не полюбит другого…
Но вернёмся всё-таки к хитам, а первым хитом с альбома 1987 года стала энергичная песня с вопросительным названием «Why Can’t I Be You?». На песню Смита вдохновил вопрос одного из фанов: «Почему я не могу быть тобой?»
Р. Смит:
«Даже если я правильно понял смысл вопроса, я попытался объяснить ему, что это невозможно. Так много причин, почему ни я, ни ты не можем быть кем-то другим. По-моему, у нас всех более-менее одинаковая жизнь: рождаемся, живём, умираем. Эта идея о том, чтобы быть кем-то ещё, может породить ужасное ощущение отчуждённости».
Зато в клипе музыкантам THE CURE удалось примерить на себя множество самых разных обличий: шотландца, ворона, шмеля, Дракулы, Шалтая-Болтая и даже огромных губ, больше напоминающих что-то из гинекологии… Ну, а сам Смит сыграл две роли — некой английской дамочки и белого медведя.
Сингл «Why Can’t I Be You?» достиг 21-го места в чартах Великобритании и 54-го места в чартах США.
«Just Like Heaven» (1987)
Самым же успешным синглом альбома стала песня «Just Like Heaven» («Просто как небо»). Она не только добралась до 29-го места В Британии, но и стала первым хитом группы, пробившимся в американский ТОП-40.
Это была первая по-настоящему позитивная песня THE CURE — не только по звучанию, но и по содержанию (до выхода «Friday I’m in Love» оставалось 5 лет). Как написал один из критиков: «Оказывается, парни, которые носят черную подводку для глаз, могут быть счастливы».
Оно и не мудрено, ведь на песню Смита вдохновила поездка к океану — на тот самый Бичи-Хед, с которого скидывали несчастный шкаф. К тому же на отдых он поехал не один, а со своей верной подругой Мэри Пул, что и определило любовно-романтический настрой «Just Like Heaven». Сам автор говорил, что эта песня «о гипервентиляции — поцелуях и обмороках».
С видео на этот раз решили не мудрить и обратились к «первоисточникам» — сняли прямо на Бичи-Хед с подругой Смита в главной женской роли. Кстати, это тот исключительный случай, когда в клипе THE CURE появляется девушка (если не считать старенький клип 1981 года «Charlotte Sometimes»).
«Hot Hot Hot!!!» (1988)
Ещё одним хитом «Kiss Me, Kiss Me, Kiss Me» (хотя и не столь успешным, как предыдущие) стала прифанкованная композиция «Hot Hot Hot!!!» с текстом, полным юмора и сексуальных намёков (в героя постоянно бьёт молния, и… ему это нравится!). Смит пояснял смысл так:
«Это… о трех странных способах заниматься сексом, которые я испытал на собственном опыте: в подвале клуба, на пароме и дома в моей спальне. Удары молнии — это аналогии».
Тем же, кого интересует, что это такое поётся дурацким голосом в начале песни, отвечаю: это строчка из песни Шарля Азнавура «She» в английской версии Элвиса Костелло («Возможно, это лицо, которое я не могу забыть…»).
Буквально перед съёмками клипа на «Hot Hot Hot!!!» Смит шокировал работников рекорд-лейбла тем, что впервые за 5 лет остриг свои всклокоченные длинные волосы. Поэтому на видео мы можем увидеть вполне респектабельного Роберта в костюмчике 1950-х годов. И всё бы было хорошо, если бы Поуп не решил представить музыкантов THE CURE в виде… карликов.
Т. Поуп:
«Почему там карлики? Просто в ту эпоху вы, музыканты группы, стали эдакими секс-символами. И я решил, что разрезав вас пополам, я вдвое уменьшу и ваше значение как секс-символов!»
Р. Смит:
«Я сказал Тиму Поупу, что я хочу, чтобы мы выглядели как низкопробная соул-группа. Он расшифровал это так: „низкопробная“ — значит, мы должны выглядеть низкими, как гномы; „соул“ — значит, всё видео должно быть чёрно-белым».
Также на песню был сделан отличный ремикс от Франсуа Кеворкяна, который снова понравился мне гораздо больше оригинала.
А завершить эту статью я хочу забавным фолковым кавером на «Hot Hot Hot!!!» от группы SEVEN NATIONS.
На этом мой рассказ о музыкальных хитах THE CURE не заканчивается. Впереди нас ждёт культовый альбом «Disintegration».
...Вот почему я предлагаю сделать к/ф "о таких разных американцах" по мотивам книжки "Ну, что тебе сказать про СэШэА?" ...