Мальчик рано проявил художественные способности, уже в четырнадцать лет он отмечен в мастерской Рембрандта. По каким-то причинам он через пять лет оставляет своего учителя и возвращается в родной Дордрехт.
Как пишут историки, Николас настолько перенял манеру своего гениального учителя, что до сих пор некоторые его картины воспринимаются как написанные Рембрандтом (знакомство с его полотнами дает основательное подтверждение такой точки зрения).
1655−1665 — годы жанра в творчестве художника. Он писал небольшие по размеру картины, стараясь воспроизвести магию цвета, которой его учил Рембрандт. Излюбленные сюжеты того времени — пряхи, занятые приготовлением пищи кухарки, кружевницы.
«Пряха». Аккуратно одетая старушка в очках сидит возле затейливой прялки (все ее детали — точеные). Судя по ее позе и движению, она ссучивает нитку. На стене — вертушка, на которую потом она смотает готовую нитку. Справа — камин, возле косяка — большая вилка для шевеления торфяных брикетов в камине и глиняный горшок (скорее всего, пустой). Камин или еще не растапливали, или он уже догорел: старушка довольно тепло одета. А на дворе нежарко, хотя и безоблачно (судя по пятну света на стене).
«Молитва». Старая женщина села обедать: на столе горшочек с каким-то горячим блюдом (под ним подставочка). На большом блюде в центре стола — большой кусок отварной рыбы (скорее всего, лосось). В фаянсовом жбанчике — питье, на краю стола — круг хлеба, рядом лежат две булочки и есть еще нечто похожее на пирог с начинкой.
Женщина погружена в молитву. О чем она просит Всевышнего? Наверное, о здоровье, о том, чтобы Он дал ей силы (судя по ее лицу — впалые щеки, глубоко запавшие глаза, — она больна). Некоторый элемент, нарушающий святость молитвы, — кот, стягивающий скатерть со стола. Присутствие этого проказника — как бы намек художника: не уходите далеко от жизни.
«Кружевница». Солнечный, но не жаркий день. Молодая женщина сидит возле открытого окна, плетет кружево на коклюшках. На стене — карта. Рядом с ней в стульчике — малыш (наверное, еще не умеет ходить). Он только что поел, на полу лежит стакан, пустой кувшинчик и плошка с ложкой. Малыш сосредоточенно смотрит вперед, видимо, он чем-то озадачен. А мамаша пользуется затишьем, чтобы хоть немного продвинуть работу (наверное, у нее очень срочный заказ, нет минуты, чтобы убрать с пола посуду). Еще момент — и маленький хулиган криком потребует внимания.
Почему художник повесил на стену карту? Скорее всего, перед нами — семья военного моряка, который уплыл на завоевание новых заморских территорий. Судя по обстановке, жизнь на грани бедности, отец семейства не присылает достаточно денег, поэтому его молодая жена зарабатывает плетением кружев.
«Домоправительница подслушивает». Действие происходит в зажиточном доме отставного сухопутного военачальника: огромная карта — свидетельница боевой славы — висит в полуподвальном помещении.
По очень крутой винтовой лестнице спускается миловидная молодая женщина со злорадной улыбкой. Куда она идет и зачем? Судя по названию, она ведает всеми слугами дома. И что-то ее насторожило в поведении одной из прислужниц. Надо полагать, что каким-то образом ей стало известно о тайном свидании в погребочке под лестницей (кто-то продал влюбленных!). И вот она идет крадучись, держась за спущенную сверху веревку, чтобы не упасть и не спугнуть парочку. Ее улыбка — как бы увертюра торжества: охотница поймала дичь!
Непонятно в сюжете картины присутствие мужчины с длинным предметом в левой руке, который очень похож на трубку для набора вина из бочки (стакан в правой не вызывает сомнений в его намерениях). Кто он влюбленным? Сводник? Соглядатай?
Заметный след в манере живописи знаменитого художника оставил Антверпен, он жил там два года (1665−1667). Николас начинает писать портреты (видимо, жанровые картинки не приносили достаточного дохода).
В 1673 году Николас оставляет Дордрехт и переезжает в Амстердам.
«Портрет Корнелиса Эверстена де Жонгсте, лейтенант-адмирала». Корнелис Эверстен де Жонгсте (1642−1706) — потомственный моряк: моряками были его отец и его дядя, тоже лейтенант-адмирал. Все трое служили в Адмиралтействе Зееве в Мидделбурге, важной части голландского флота. Эвертсен был предан дому Оранских, о чем свидетельствует широкий шарф оранжевого цвета, которым он опоясан. Фон картины — горящие корабли в бухте (видимо, результат его военных действий).
Николас Мас умер в Амстердаме в 1693 году. Множество его картин находится в музеях мира…
Интересный рассказ, как всегда! Спасибо.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Мария Абрамова,
0 Ответить