Борис Рохленко Грандмастер

Художник Николас Мас - двойник Рембрандта?

Николас Мас (или Николас Маес) — художник того времени, которое получило название «Золотой век голландской живописи». Он родился в Дордрехте в 1634 году в семье процветающего торговца Геррита Маса.

Николас Мас, «Автопортрет», фрагмент, 1625 г. Фото: Источник

Мальчик рано проявил художественные способности, уже в четырнадцать лет он отмечен в мастерской Рембрандта. По каким-то причинам он через пять лет оставляет своего учителя и возвращается в родной Дордрехт.

Как пишут историки, Николас настолько перенял манеру своего гениального учителя, что до сих пор некоторые его картины воспринимаются как написанные Рембрандтом (знакомство с его полотнами дает основательное подтверждение такой точки зрения).

1655−1665 — годы жанра в творчестве художника. Он писал небольшие по размеру картины, стараясь воспроизвести магию цвета, которой его учил Рембрандт. Излюбленные сюжеты того времени — пряхи, занятые приготовлением пищи кухарки, кружевницы.

Николас Мас, «Пряха», 1655 г.
Николас Мас, «Пряха», 1655 г.
Фото: Источник

«Пряха». Аккуратно одетая старушка в очках сидит возле затейливой прялки (все ее детали — точеные). Судя по ее позе и движению, она ссучивает нитку. На стене — вертушка, на которую потом она смотает готовую нитку. Справа — камин, возле косяка — большая вилка для шевеления торфяных брикетов в камине и глиняный горшок (скорее всего, пустой). Камин или еще не растапливали, или он уже догорел: старушка довольно тепло одета. А на дворе нежарко, хотя и безоблачно (судя по пятну света на стене).

Николас Мас, «Молитва», 1656 г.
Николас Мас, «Молитва», 1656 г.
Фото: Источник

«Молитва». Старая женщина села обедать: на столе горшочек с каким-то горячим блюдом (под ним подставочка). На большом блюде в центре стола — большой кусок отварной рыбы (скорее всего, лосось). В фаянсовом жбанчике — питье, на краю стола — круг хлеба, рядом лежат две булочки и есть еще нечто похожее на пирог с начинкой.

Женщина погружена в молитву. О чем она просит Всевышнего? Наверное, о здоровье, о том, чтобы Он дал ей силы (судя по ее лицу — впалые щеки, глубоко запавшие глаза, — она больна). Некоторый элемент, нарушающий святость молитвы, — кот, стягивающий скатерть со стола. Присутствие этого проказника — как бы намек художника: не уходите далеко от жизни.

Николас Мас, «Кружевница», 1656 г.
Николас Мас, «Кружевница», 1656 г.
Фото: Источник

«Кружевница». Солнечный, но не жаркий день. Молодая женщина сидит возле открытого окна, плетет кружево на коклюшках. На стене — карта. Рядом с ней в стульчике — малыш (наверное, еще не умеет ходить). Он только что поел, на полу лежит стакан, пустой кувшинчик и плошка с ложкой. Малыш сосредоточенно смотрит вперед, видимо, он чем-то озадачен. А мамаша пользуется затишьем, чтобы хоть немного продвинуть работу (наверное, у нее очень срочный заказ, нет минуты, чтобы убрать с пола посуду). Еще момент — и маленький хулиган криком потребует внимания.

Николас Мас, «Кружевница», фрагмент «Посуда на полу»
Николас Мас, «Кружевница», фрагмент «Посуда на полу»
Фото: Источник

Почему художник повесил на стену карту? Скорее всего, перед нами — семья военного моряка, который уплыл на завоевание новых заморских территорий. Судя по обстановке, жизнь на грани бедности, отец семейства не присылает достаточно денег, поэтому его молодая жена зарабатывает плетением кружев.

Николас Мас, «Кружевница», фрагмент «Карта»
Николас Мас, «Кружевница», фрагмент «Карта»
Фото: Источник
Николас Мас, «Домоправительница подслушивает», 1655 г.
Николас Мас, «Домоправительница подслушивает», 1655 г.
Фото: Источник

«Домоправительница подслушивает». Действие происходит в зажиточном доме отставного сухопутного военачальника: огромная карта — свидетельница боевой славы — висит в полуподвальном помещении.

Николас Мас, «Домоправительница подслушивает», фрагмент «Карта»
Николас Мас, «Домоправительница подслушивает», фрагмент «Карта»
Фото: Источник

По очень крутой винтовой лестнице спускается миловидная молодая женщина со злорадной улыбкой. Куда она идет и зачем? Судя по названию, она ведает всеми слугами дома. И что-то ее насторожило в поведении одной из прислужниц. Надо полагать, что каким-то образом ей стало известно о тайном свидании в погребочке под лестницей (кто-то продал влюбленных!). И вот она идет крадучись, держась за спущенную сверху веревку, чтобы не упасть и не спугнуть парочку. Ее улыбка — как бы увертюра торжества: охотница поймала дичь!

Непонятно в сюжете картины присутствие мужчины с длинным предметом в левой руке, который очень похож на трубку для набора вина из бочки (стакан в правой не вызывает сомнений в его намерениях). Кто он влюбленным? Сводник? Соглядатай?

Николас Мас, «Домоправительница подслушивает», фрагмент «Влюбленные»
Николас Мас, «Домоправительница подслушивает», фрагмент «Влюбленные»
Фото: Источник

Заметный след в манере живописи знаменитого художника оставил Антверпен, он жил там два года (1665−1667). Николас начинает писать портреты (видимо, жанровые картинки не приносили достаточного дохода).

В 1673 году Николас оставляет Дордрехт и переезжает в Амстердам.

Николас Мас, «Портрет Корнелиса Эверстена де Жонгсте, лейтенант-адмирала», 1680 г.
Николас Мас, «Портрет Корнелиса Эверстена де Жонгсте, лейтенант-адмирала», 1680 г.
Фото: Источник

«Портрет Корнелиса Эверстена де Жонгсте, лейтенант-адмирала». Корнелис Эверстен де Жонгсте (1642−1706) — потомственный моряк: моряками были его отец и его дядя, тоже лейтенант-адмирал. Все трое служили в Адмиралтействе Зееве в Мидделбурге, важной части голландского флота. Эвертсен был предан дому Оранских, о чем свидетельствует широкий шарф оранжевого цвета, которым он опоясан. Фон картины — горящие корабли в бухте (видимо, результат его военных действий).

Николас Мас, «Портрет Корнелиса Эверстена де Жонгсте, лейтенант-адмирала», фрагмент «Горящие корабли»
Николас Мас, «Портрет Корнелиса Эверстена де Жонгсте, лейтенант-адмирала», фрагмент «Горящие корабли»
Фото: Источник

Николас Мас умер в Амстердаме в 1693 году. Множество его картин находится в музеях мира…

Что еще почитать по теме?

Сальвадор Мартинес Кубелис и Франсиско де Гойя. Что связало художников?
Джордж Хейтер — придворный художник. Как он добился такого звания?
Художник И. Айвазовский — баловень судьбы?

Обновлено 20.10.2017
Статья размещена на сайте 15.10.2017

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: