Альфред Гарриевич Шнитке (24 ноября 1934 года — 3 августа 1998 года) — крупнейший советский (и немецкий) композитор, классик мировой музыки ХХ века. Корни семьи — немецко-еврейские, это к вопросу об имени-фамилии. Жизнь и творчество его хорошо изучены.
Музыка Альфреда Шнитке сложна — нет, не для понимания, а для восприятия. Это глобальная проблема «академической» музыки ХХ века, а может быть, это проблема и слушателей, вопрос сложный, долгий и даже немного болезненный.
Но остается киномузыка — заведомо «более понятный» язык, особый жанр со своими законами. В киномузыке можно тоже сказать многое, причем для большой аудитории, оставаясь самим собой. Это хороший опыт, новая творческая лаборатория, поле для экспериментов. Что греха таить — это и неплохая материальная поддержка в трудные времена, не случайно сам Шнитке пошутил про «продажу тела».
Более 20 лет Шнитке посвятил киномузыке, написав музыку к почти восьми десяткам фильмов: от «Белорусского вокзала» — к «Мастеру и Маргарите».
Надо сказать, что режиссеры (а это все маститые режиссеры с мировым именем) практически никогда не выдвигали известному композитору никаких особых требований, что само по себе предполагает замечательные условия для творчества. Единственный, пожалуй, случай — это работа Шнитке с Андреем (Андроном) Кончаловским (Михалковым).
Мало кто знает, что Кончаловский по первому образованию — профессиональный музыкант: консерваторию вот только не стал заканчивать, а так весь путь прошел. И у него к фильму «Дядя Ваня» были не только режиссерские, но и конкретные музыкальные пожелания. Эти пожелания Шнитке, безусловно, принял во внимание.
Главная особенность его музыки — полистилистика, и, соответственно, Шнитке сам был виртуозным стилизатором. Ренессанс, барокко, классицизм, романтизм, авангард — все было в сфере интересов, понимания и полного владения всеми выразительными средствами всех эпох.
Но владеть стилями — мало, нужна осмысленность. И вот знаменитый фильм «Маленькие трагедии» по Пушкину — как можно было бы решить музыкальные проблемы в части «Моцарт и Сальери»? Сальери мог бы с помощью Шнитке заиграть «как Сальери», но вот он (роль Сальери исполнил Смоктуновский) уже после совершения злодейства подходит к клавесину, а клавесин отвечает стуком и диссонансными аккордовыми кляксами. Такой прямой перевод на музыкальный язык тезиса пушкинского героя (Моцарта) о том, что гений и злодейство — «две вещи несовместные»…
Первый же фильм (с символичным для Шнитке названием) — это «Вступление» (режиссер Таланкин). Много Альфред Шнитке работал с режиссерами Элемом Климовым и Ларисой Шепитько (мужем и женой, которые снимали и по отдельности, и вместе — вплоть до гибели Ларисы Ефимовны в автокатастрофе).
Таковы «Прощание» (режиссеры Климов-Шепитько), «Восхождение» (режиссер Лариса Шепитько), где и сцена мужества, и сцена предательства переданы, в том числе, с помощью мощного пласта музыки.
Знаменитый фильм «Агония» (режиссер Э. Климов) — здесь киномузыка построена на странных, даже шокирующих сочетаниях-парадоксах.
Расстрел рабочих — вальс, соблазнение Распутиным чужой жены — танго, убийство Распутина — легкая, почти бальная музыка, Юсупов и убиваемый старец — полька на патефоне. «Банальность зла», эффект обманчивой отстраненности.
Танго из этого фильма вошло в «серьезную музыку» композитора, а также стало отдельно исполняемым произведением.
Фильм «Комиссар» с Нонной Мордюковой (режиссер Аскольдов), пролежавший на полках более 20 лет, а затем получивший множество международных призов, обязан своим успехом, в том числе, и музыке Шнитке. Вспомним хотя бы одну из главных сцен — наложение двух колыбельных.
Сделать обзор всех фильмов, музыку к которым написал Альфред Шнитке, категорически невозможно. Тем более что фильмы всем знакомы, все их видели и еще не раз посмотрят, это классика кинематографа.
А сейчас мне хочется сделать неожиданный ход и все-таки предложить послушать не «кинематографического» Шнитке. Которого якобы и слушать невозможно. Неужели? Как, например, па-де-де из балета «Эскизы» по Гоголю?
Или, например, танго из оперы Шнитке «Жизнь с идиотом»?
Все-таки, может, не стоит бояться и серьезной музыки нашего века? Хотя бы иногда.
Что еще почитать по теме?
Киномузыка: какая она? Дмитрий Шостакович
Киномузыка: какая она? Нино Рота и его темы любви
Киномузыка: какая она? Мишель Легран и его «Шербурские зонтики»
Галя, я не очень люблю Шнитке, но очень люблю ваши статьи. Пересмотрела все выложенные в статье ролики, да и вообще узнала очень много киноматографической судьбе композитора. Браво!
Оценка :5
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо.
Любить что-либо не обязательно, это вообще личное дело, на что у кого душа откликается.
Достаточно понимать,что люди занимаются экспериментами не просто так, на это есть серьезные причины (в данном случае и очень упрощенно - исчерпанность выразительных средств).
Ну и конечно, никто не отменял хотя бы элементарное уважение к чужому труду.
А так, конечно, любить современное искусство трудно. Это надо очень хотеть его любить. Но не сегодня это началось. И не вчера. Кстати, в целом, современное искусство достаточно адекватно отражает современность. Но опять же - никто и не обязывает любить эту самую современность. Понимать - важнее. Принимать или нет - вопрос личного выбора. А любить - это уже что-то факультативное
0 Ответить