Сначала Артемьев создавал свои «космические» пьесы для научно-популярных фильмов и передач, а затем перешёл в сферу фильмов художественных.
Среди тех, с кем активно сотрудничал известный композитор, были такие громкие имена, как Андрей Тарковский, Андрей Кончаловский, Никита Михалков. При этом музыку Артемьев писал очень разную: это могли быть как медитативно-шумовые зарисовки (для «Соляриса» Тарковского), так и более доступные поп-композиции (для «Сибириады» Кончаловского).
Стоит ли говорить, какую важную роль играет саундтрек для восприятия фильма? Правильно написанная и талантливая музыка: а) создаёт нужное настроение; б) расставляет акценты; в) задаёт темп.
Э. Артемьев:
«Для меня самое сильное „оружие“ музыки — ее эмоциональное начало, способность прямо воздействовать на струны души, заставлять их резонировать».
Одна беда — если добротные кинопесни зритель, как правило, запоминает с ходу, то инструментальным темам сложнее «зацепиться» в массовой памяти. Впрочем, бывают и исключения…
Ни с одним из режиссёров Артемьев не работал так долго и постоянно, как с Никитой Михалковым. Их сотрудничество началось уже с дипломной работы юного режиссёра — «Спокойный день в конце войны» (1970). С этих пор Михалков «изменил» своему напарнику лишь один раз — во время съёмок картины «Очи чёрные» (фильм снимался совместно с итальянцами, поэтому и композитором стал итальянец).
Артемьев признавался, что работать с Никитой Сергеевичем куда легче, чем с его старшим братом. Если Михалков ставил чёткие задачи и смотрел уже на результат, то Кончаловский любил непосредственно вмешиваться в композиторский процесс (давало знать полученное музыкальное образование).
Э. Артемьев:
«…Михалкову важны тонкости, интонации. Вопрос основополагающей музыкальной темы вообще стоит у него на первом месте. Причем дело даже не в том, чтобы она была запоминающаяся: главное — некое „зерно“, обращающее на себя внимание слушателя».
Н. Михалков:
«Во время записи Лёша (Алексей — имя, полученное Артемьевым при крещении — С.К.) всегда выбегает со словами „лучше я уже не напишу“. В первый раз я испугался. А потом привык. Ничего, пишет!»
Самой популярной инструментальной мелодией в карьере Артемьева стала пронзительная тема «катарсиса» из первого полноценного фильма Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих». Она звучит в финальной сцене, где красноармеец Шилов после долгих мытарств в тылу врага таки выходит на своих товарищей.
Так как фильм позиционировался как некий «красный вестерн», то и в киномузыке Артемьева многие замечали отсылки к этому жанру — например, к работам знаменитого кинокомпозитора Эннио Морриконе. Эдуард Николаевич не отрицал, что «некоторые музыкальные штрихи были сделаны умышленно», но признавался, что «о Морриконе в то время ничего не знал».
Забавно, что композитор сочинил эту мелодию не в «поте лица своего», а сходу (да ещё и будучи «под мухой»). По словам Артемьева, в тот день он выпивал с Михалковым в ресторане Дома Кино, и режиссёр весь вечер пытался объяснить, какую музыку он хотел бы слышать в финальной сцене («Понимаешь, это должна быть такая мелодия воспоминания»). Вернувшись домой, композитор подошёл к роялю, положил пальцы на клавиши и тут же сыграл ту самую мелодию. Артемьев сам обалдел от результата и срочно бросился записывать ноты, чтобы, не дай Бог, наутро ничего не забыть.
Михалкову всё тоже очень понравилось. Настолько, что, когда его призвали служить на флот (и работа над фильмом прервалась), он писал композитору письма, какие обычно пишут из армии девушкам: «Пожалуйста, дождись меня, и никому „на сторону“ эту музыку не отдавай».
В 1974 году «Свой среди чужих, чужой среди своих», наконец, вышел на экраны и обрёл массовую любовь. Как показало время, финальную «тему трубы» слушатель тоже запомнил хорошо. Уже в «нулевых» Артемьев с удивлением узнал, что его мелодия — один из самых востребованных рингтонов для мобильников. А в 2002 году группа ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА записала на неё кавер для альбома «Звездопад».
Впоследствии тема из «Своего среди чужих…» нередко звучала в рекламе (даже в рекламе водки). Ну, а пиком её «карьеры» стал финал Олимпиады в Сочи 2014 года, где под музыку Артемьева в аранжировке Игоря Матвиенко был задут олимпийский огонь.
Есть в послужном списке Артемьева и один эстрадный хит. Но о нём я расскажу уже в следующей статье.
"красноармеец Шилов после долгих мытарств в тылу врага"
Хоспади, хоть раз фильм пересмотрите!
"В центре сюжета история о реквизированном золоте, за которое борются чекисты, бывшие белые офицеры и бандиты всех мастей, после окончания гражданской войны." - какой в тылу врага, какой красноармеец?
Там даже сцена есть: "Чекист?" - "Чекист,чекист."
0 Ответить