• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Александр Смирнов Грандмастер

Как придумывали и как запрещали рождественскую елку?

Ель — неотъемлемый атрибут новогодних праздников: вначале Рождества, затем и Нового года. Или наоборот?

Фото: Depositphotos

Вроде бы в России обычай украшать елку ввел Петр I. Конечно — если что «по-западному», так это от Петра. Вот только елку Петр наряжать не приказывал. Послушаем его самого:

«перед вороты учинить некоторыя украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевелевых… кому как удобнее и пристойнее…; а людем скудным каждому хотя по деревцу, ветве на вороты, или над храминою своею поставить».

Нет, ветви и ель — не одно и то же. Да и еловые ветви никак не приживались в качестве обычая: на Руси ими устилали дорогу, по которой везли покойника. Неудивительно, что новая традиция «пробивалась» больше столетия!

Между тем и зеленые ветви в Новый год ставили, и вечнозеленое дерево наряжали и в дохристианской Европе. Это не что иное, как часть обряда плодородия — зеленые побеги символизируют будущий обильный урожай. Они же — символ возрождения, пробуждения (в данном случае природы) к новой жизни, ведь традиционный Новый год начинался в зимнее солнцестояние (когда день начинает увеличиваться) или весеннее равноденствие (день становится длиннее ночи). Самое время просыпаться!

А с принятием христианства древний обычай сохранился, наполнившись новым смыслом.

Всем нам знаком и христианский ритуал с ветвями — в Вербное Воскресенье, когда верба заменяет/символизирует пальмовые ветви. Так что нет ничего необычного в том, что произошло христианское переосмысление новогоднего языческого ритуала. Ведь есть и другая христианская традиция — «закрывать» языческие праздники своими. Здесь же произошло не только наложение Рождества на древний праздник солнцестояния, но и замена языческого значения главного атрибута — зеленых ветвей.

Антонис ван Дейк, «Вход Господень в Иерусалим», 1617 г.
Антонис ван Дейк, «Вход Господень в Иерусалим», 1617 г.
Фото: artchive.ru

Первоначально елочные украшения были двух видов: яблоки (напоминание о первородном грехе) и облатки, тонкие листки из пресного теста (символ искупления через жертву Иисуса). Символично!

Века с XVI-го на елях появляются позолоченные пластины и канитель, прототип современного «дождика».

Вроде бы вначале ель, как и ветви, подвешивали к потолку, позже стали устанавливать в кадку.

Вечнозеленые ель или сосна — очень подходящий символ и для языческого, и для христианского праздников. Тем не менее общеевропейской эта рождественская традиция стала лишь в XIX веке. Возникла же она в Германии, предположительно, в Высоком средневековье. Хотя бытует популярная версия, что обычай украшать на Рождество ель «изобрел» Мартин Лютер. Возможно, и так, хотя документальных подтверждений вроде бы нет.

Вигго Юхансен, «Светлое Рождество », 1891 г.
Вигго Юхансен, «Светлое Рождество «, 1891 г.
Фото: artchive.ru

А вот одни из достоверных первых письменных упоминаний о рождественской ели действительно относятся ко временам Лютера, к первой трети XVI века. Хотя в это время обычай уже весьма распространен в Германии: кое-где елки в конце декабря приходится даже охранять. Есть и информация, что украшенные яблоками, грушами, облатками и мишурой елки на городских площадях ставились еще в XV веке — во Фрайбурге, Таллине или Риге.

Традиции встречи Рождества быстро развиваются.

К концу XVI столетия к елочным украшениям добавляются бумажные розы — символ рождения Христа, отсылка к пророчеству Исайи «и ветвь произрастет от корня его». Переходит на Рождество традиция дарить подарки, первоначально относившаяся к дню Святого Николая (6/19 декабря). Теперь понятно, почему рождественские подарки дарит именно Санта-Клаус!

С XVIII века происходит постепенный отход от чисто религиозной символики. Яблоки сменяются шарообразной формы лакомствами — например, «вкусняшками», обернутыми золотистой фольгой. Облатки уступают место выпечке — печенью, вафлям, пряникам. Позже религиозная символика возвращается: сладости украшаются изображениями рождественских сюжетов, печенье и пряники выпекаются в форме фигурок ангелов и звездочек. В XIX веке ель окружают небольшой оградой — как символ потерянного рая.

В 1858 году в Лотарингии «изобрели» стеклянный шар: год выдался неурожайным, зато «в наличии» были стеклодувы, заменившие яблоки шарами. Пришло время искусственных елочных украшений… Тогда же широко распространяется и обычай украшать елку огнями.

В XIX веке рождественская ель появилась и в России, так что здесь мы не отставали от Европы. И даже на 20 с лишним лет опережали Англию и Францию. Как иногда пишут, ни Пушкин, ни Лермонтов никогда не видели рождественской ели, поскольку этот обычай распространился лишь в 1850-х. Лермонтов — возможно, а вот Пушкин…

Первые рождественские ели устанавливали в царских покоях в 1817−18 годах по просьбе Фредерики Шарлотты Вильгельмины… то есть Александры Федоровны, супруги будущего императора Николая I.

В 1828 году императрица Александра Федоровна организует во дворце первую детскую елку — для своих детей и племянников. Пушкин же был вхож ко двору и, в принципе, рождественскую елку мог и видеть…

Раньше всего, в 1820-х, елку стали ставить российские немцы, сохранившие связь с родной культурой.

О. А. Романова, «Рождество Христово у Великой Княгини», 1950 г.
О. А. Романова, «Рождество Христово у Великой Княгини», 1950 г.
Фото: artchive.ru

В 1840-х «елочная» традиция проникает «в народ». Поначалу — в столицах, в качестве новомодного «немецкого» обычая. К 1850-м елки входят в моду, со временем несколько модифицируясь. В отличие от небольших и скромных «немецких» елочек, русская елка — большая и богато украшенная. Этой — уже русской — новогодней традиции, следуют до… нет, не 1917 года. А до 1914-го, когда в разгар Первой мировой войны российские немцы продолжали следовать традициям своей малой родины. Обострившаяся с началом войны нелюбовь к немцам перекинулась на… «немецкие» елки.

Уже в 1914-м Петроградский училищный совет запрещает проведение елок в церковных училищах. В 1915-м празднование елки с немецкими военнопленными вызывает возмущение в прессе. А в следующем году Синод официально запрещает елки под предлогом борьбы с германским влиянием. Конечно, должным образом запрет не сработал — елки ставили даже русские солдаты на фронте.

Тем не менее большевики, придя к власти, елку не запрещали, поскольку запретили ее еще в царское время. Вопреки мифам, не запрещали и праздновать Рождество. Как можно, если это любимый праздник Ленина, лично участвовавшего в детских рождественских елках?

Да и после смерти вождя отменять Рождество не торопились. Руки дошли лишь в 1927 году, когда началась антирождественская (и анти-елочная) кампания как часть кампании антирелигиозной.

Впрочем, ненадолго. В 1935 году один из руководителей Украины, выступил со статьей «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!»

М. П. Бобышев, «Новогодняя елка на Манежной площади», 1947 г.
М. П. Бобышев, «Новогодняя елка на Манежной площади», 1947 г.
Фото: artchive.ru

Причем призыв организовать праздник звучал почти как приказ:

«…везде должна быть детская елка! Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы накануне Нового года елку для своих ребятишек».

28 декабря, за два дня до Нового года!

На следующий день из центра ушли распоряжения о заготовке елок и проведении 1 января детских праздников. Впрочем, большевики умели не только приказывать…

Уже 30-го огромная елка была установлена в «Детском мире». А 31 декабря в магазинах появились елочные украшения. Для возврата прежней традиции понадобилось четыре дня. Правда, елка теперь называлась не рождественской, а «новогодней» и «советской». Даже звезда вернулась на елку — правда, уже как советский символ.

Кто мог подумать, что рождественская ель снова окажется под запретом? На этот раз не в России, а в толерантной современной Европе. С 2006 года в Австрии запрещают… Санта-Клауса. Нет, праздновать Рождество пока можно, а вот изображения Санты на традиционных рождественских ярмарках под запретом. И этот запрет на рождественскую атрибутику становится не исключением, а почти правилом.

Что говорить, если в столице Евросоюза традиционную ель на главной площади в 2012 году заменили «елкообразным» арт-объектом? Ну, а называется Рождество «зимними праздниками»…

Что еще почитать по теме?

Почему ель — новогоднее и рождественское дерево?
Елочка — символ языческий, рождественский, новогодний?
Что несет в себе елочная игрушка? История новогодних украшений

Статья опубликована в выпуске 8.12.2017
Обновлено 28.09.2022

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 8 декабря 2017 в 11:26 отредактирован 8 декабря 2017 в 11:29 Сообщить модератору

    Познавательно.

    Только "Как придумывали рождественскую ёлку" на богатом и могучем русском языке звучит коряво (ну кто ее "придумывал"?-) И если не ошибаюсь, "начиналась" она именно как "новогодняя елка", так как отмечали ею именно Новый Год (1 сентября или потом 1 января). И как "новогодняя ёлка" она закрепилась в памяти наших сограждан - в постреволюционный, вплоть до новых, капиталистических времен периоды.

    Исторические анналы повествуют: народа на Руси, по языческому образу и подобию, имел привычкой украшать и празднества устраивать вокруг елки.
    Примерно то же делали восточные славяне, германцы и прочие галлы с незапамятных, когда еще летописи не велись, времен. Скучно и холодно им было, вот и плясали вокруг елок.

    ПС Кстати, в Африке нашли окаменевшую пальму с игрушками в виду разукрашенных кокосовых орехов, гирлянд из лиан и прочей требухи. Датируют находку 500 годом до Рождества homo sapiens.

    ППС Санту в Австрии и Германии запретили/запрещали не потому, что против Рождества или Санты самого. А потому что у них свои традиционные Николаусы имеются. И правильно сделали-)