При всем веселье, Святки — праздник народный, а следовательно, религиозный, языческий. И весёлые святочные обряды типа ряжения в маски и шубы, пения и пр. являются религиозными ритуалами. Ритуалы же всегда осмысленны и не случайны. Вот и попробуем понять, почему именно так праздновали начало года.
И почему именно 1 января? День солнцестояния был славянам прекрасно известен: именно к солнцестоянию приурочивалось начало Святок. И Новый год было бы логично начать с «поворота на лето». А не шестью днями позже.
Нет, прикладной астрономией предки владели. И солнечные фазы отслеживали прекрасно. В том числе, что прирост светового дня становится заметен к январю.
Праздновать же начинали с солнцестояния. Точнее, 24 декабря, в Сочельник.
Вы верите, что встреча Нового года определяет, каким он будет? И предки верили. И цель большинства святочные обрядов — магически обеспечить удачу и благополучие в наступающем году. С этой точки зрения и стоит рассматривать почти все святочные «народные обычаи».
Например, обряд посевания, с разбрасыванием зерна или крупы — имитация сева и изобилия. Или выпекание хлеба, пирога, каравая. Это не совсем традиционное праздничное угощение. В некоторых регионах святочный пирог выпекался как можно большего размера. Это память о древнем обряде, когда жрец, спрятавшись за выпеченным вскладчину (всем селением) пирогом, спрашивал: «Видно ли меня?» Считалось, что за хорошим пирогом можно спрятаться полностью — тогда и наступающий год будет таким же обильным.
Сельское хозяйство — не только земледелие, но и скотоводство. Значит, следует позаботиться и о домашних животных.
Здесь и кормление скота обрядовым зерном, и «магия подобия» — выпекание печенья в виде фигурок домашних животных. Кое-где до ХХ века дошел обычай изображать на ритуальном пироге все домашнее хозяйство. Выпекались фигурки «коровушек», птиц, собак, лошадей, а также изображения фруктов, снопов, кувшинов, ступ… Древний (возможно, насчитывающий несколько тысячелетий!) обряд отчасти переосмысливался в христианском ключе: корова — потому что «Иисус Христос родился в яслях»…
Христианский смысл вносился и в колядки, благопожелательные песни. Как и Масленицу, «отменить» языческие Святки не удалось. И кое-где духовенство предпочитало «возглавить» колядки, превращая их в церковный обряд. Колядование — самый веселый и шумный из святочных обычаев. Тем не менее это также магический обряд, по сути — заклинания-наговоры, призывающие в дом благополучие. Получаемые колядниками от селян угощения, зачастую специально для этого выпекаемые — тоже часть ритуала.
Не менее важная его часть — ряжение, переодевание. Переодевались в одежду мехом наружу, в шкуры, надевали маски. В общем, «перевоплощались» в животных.
Перевоплощались… в буквальном смысле. Когда-то, давным-давно. Память об этом долго сохранялась в виде веры в оборотней. А после, веке в XIX−XX-м, разве что в форме святочных переодеваний.
Какое отношение имеют переодевания в «шкуры» к Святкам и Новому году? Как правило, «карнавальные» костюмы имитировали волка, медведя и быка/тура. Все эти животные соотносились с Велесом, «скотьим богом». Если декабрьские Святки посвящались аграрной магии, то дни после Нового года — Велесовы, время магии «животноводческой». Отсюда и маски с костюмами, и игры с участием ряженых, и кормление животных обрядовым зерном, и печенье — фигурки животных. И обязательные мясные (если совсем точно, то из свинины) блюда на новогоднем столе — такое же ритуальное блюдо, как сочиво в Сочельник.
Возможно, из-за разгула переодетых колядующих это время и звали «страшными вечерами»?
Возможно, хотя был страх и посерьезней. Святки считались временем разгула нечисти, которую Бог, на радостях от рождения Сына, вроде бы выпускает из ада.
Но это поверье христианское, видевшее нечисть и в языческих божествах, и в любых проявлениях прежней религии. Мы не знаем, верили ли предки-язычники в появление на Святки каких-либо вредоносных духов.
А вот души предков к новогодним трапезам приходили. И культ предков — еще один важнейший элемент Святок. В частности, для предков ставилась ритуальная пища. К тому же Велес — бог не только «скотий». Вполне вероятно, он еще и бог подземного мира. Когда, как не в Велесовы дни, умершим приходить в мир живых?
И наконец, знаменитые святочные гадания. Вообще-то, гадали о благополучии в будущем году «в целом». Прежде всего, конечно, об урожае. Возможно, отсюда пошли и многочисленные «святочные» приметы, связанные с погодой? Ведь от нее прямо зависит будущий урожай — а значит, и благополучие… а иногда и выживание в следующие полтора года. Поэтому и отношение к святочным обрядам самое серьезное.
Были и другие гадания. Это знаменитые гадания на суженого. Конечно, они не имели такого значения, как аграрные. Зато они дожили аж до нашего времени. Хотя… гадания на суженого — это ведь тоже своего рода магия плодородия! Может, потому и гадали «на суженого» именно в Святки, заодно с аграрными гаданиями? Или действительно считали, что в эти дни ближе… конечно, не христианский ад, а потусторонний мир. И значит, гадание будет точным?
Да и самое время погадать сразу на весь наступающий год!
Зачем нам все это знать? Во-первых, лишних знаний не бывает. А во-вторых, сейчас модно возрождать народные традиции. Святочные гулянья с имитацией традиционных игр — не исключение. И это, без всякой иронии, прекрасно! А еще лучше, если понимаешь смысл происходящего.
Что еще почитать по теме?
Когда на Руси праздновали Новый год?
Русские колядки: какими они были?
Солнцеворот: как встретить Новый год по обычаям предков?
Да, умели наши предки хорошо веселиться, а то мы все переводим в онлайн.
0 Ответить