Константин Кучер Грандмастер

Современное российское кино. О чем поведает фильм «Монах и бес»?

Оказывается, у нас ежегодно снимается более сотни игровых кинофильмов, из которых хорошо если пятая часть (а то и того меньше!) выходит в широкий прокат или попадает на экраны наших телевизоров. А остальное? Это ведь, ни много ни мало — восемь десятков кинокартин, которых основная зрительская аудитория не увидит.

Фото: kinopoisk.ru

Хотя во многие из них заложены серьезные авторские мысли, как актуальные на текущий момент времени, так и общефилософского плана, над которыми ломали голову задолго до нас, будут ломать и после. Они изложены понятным широкому зрителю, внятным языком, обладают иными, видимыми невооруженным глазом достоинствами. Но…

У них нет того, что является основополагающим для любого уважающего себя прокатчика. Четыре пятых всех фильмов, снимаемых российскими режиссерами как на необъятных просторах нашей России-матушки, так и за её пределами (продюсеры-то могут быть и иностранными!), не кассовые. Или их кассовость вызывает у прокатчиков серьезные сомнения. А если этого нет, то… Навряд ли получится отбить те деньги, что будут вложены в копирование, тиражирование фильма и его прокат. А терять своё никто не хочет.

Соответственно, возникает один из наших сакральных национальных вопросов — что делать? Как ни странно, но ответ на него уже есть. С 2011 года, благодаря инициативе «Российской газеты», проводится онлайн-кинофестиваль «Дубль два». В Сети заходишь на страничку газеты, которая отведена чисто под кинофестиваль, и в течение 48 часов можешь бесплатно посмотреть фильмы, отобранные организаторами из того массива, что в широкий прокат не попал.

Обычно в течение этого времени можно посмотреть пару полнометражных кинокартин и несколько фильмов короткого метра. Через 48 часов на сайте кинофестиваля становятся доступными для просмотра другие фильмы. И так до самого финала этого мероприятия, пока специальное жюри не подведет итоги и не огласит победителей, в т. ч. и тех, кто стал таковыми по итогам зрительского голосования.

Современное российское кино. О чем поведает фильм «Монах и бес»?
Фото: «Российская газета»

С 2011 года прошло уже 8 таких онлайн-фестивалей киноискусства, благодаря которым зрители всего мира (Интернет — как-никак, международное трансграничное коммуникативное средство) смогли посмотреть 160 фильмов. Самых разных. И полный и короткий игровой метр, и документалистика, и анимация. А помимо них, ещё и 4 театральных спектакля. Когда заканчивается онлайн-показ конкурсных фильмов, а жюри нужен день-другой, чтобы взвесить своё личное мнение, найти коллективный консенсус и только после этого огласить итоговый вердикт… Вот на это время фестиваль «включает» специальную программу «Театральный антракт».

В общем, хорошее дело придумали умные головы из «Российской газеты». Спасибо им за это. В т. ч. и от меня лично. По той простой причине, что в апреле прошлого года я с большим удовольствием посмотрел многие фильмы конкурсной программы фестиваля. И многие из них запомнил. Но сегодня хотел бы особо выделить один из них — «Монах и бес» Николая Досталя.

Николай Досталь
Николай Досталь
Фото: kinopoisk.ru

Да-да, того самого, который когда-то снял ставший культовым фильм «Облако-рай». Вот здесь, совсем рядышком: вышел со двора и вниз, потом, у мойки срезая угол, наискосок, по подземному переходу и… Выходим на ту самую улицу Михаила Фрунзе, где во дворе дома 8/83 без дела и всяких задних мыслей ранним летним утром 1990 года слонялся Коля. Впоследствии, через 15 лет после «Облака-рая», ставший «Перекати-полем». Но об этом — уже совсем другой фильм. И, соответственно, другая история…

А сегодня — о «Монахе и бесе», события которого разворачиваются в России первой половины XIX века. Небольшой мужской монастырь где-то в глубинке. Но не такой уж и сильно отдаленной, если в него спокойно может заехать путешествующий по просторам собственной империи Николай I. Но до него, уже пешком, на своих двоих, в монастырь приходит новый насельник — Иван, Семёнов сын, настолько насыщенный жаром божественного огня, что сразу по приходу его приходится тушить. В прямом, а не в переносном смысле этого слова. Насельник не совсем обычный. Когда-то он подвизался половым в одном из трактиров Торжка, где подавал пожарскую котлету не кому-то там, а нашему всему — Александру свет Сергеевичу. Ну, а нынче…

Нынче Иван может практически всё. Ну, как минимум из всех тех дел, что поручает ему настоятель: и перестирать всю одежду собратьев, и в момент вычистить колодец с целебной водой, и выловить такую преогромную рыбу, которой можно накормить всю братию, да не на один день. А самое главное, что и не избавиться от него. Плот, на который грузят Ивана, чтобы отправить куда подальше от монастыря, вопреки всем природным законам плывет против течения, и хоть отпихивай его шестом, хоть нет, снова и снова возвращается к монастырскому причальчику.

В общем, в какой-то момент зритель понимает, что Иван искушаем бесом, имя которого… Мягко скажем, многозначное и о многом говорящее — Легион. Но на этом фильм не заканчивается. Вот только пересказывать его… Если честно, нет у меня никакой охоты. Лучше сами посмотрите. Поверьте, он того стоит.

Потому что в этом фильме, как по мне, всё сложилось. Из отдельных пазлов работы сценариста, режиссера, оператора, актеров и прочая по итогу вышло то, что не стыдно назвать фильмом. Напротив, если верить советской классике (а почему ей не верить?!), сладостно и почетно это сделать.

Диалоги, монологи, игровые сцены в кадре (в т. ч. и фантазийные — например, с чисткой колодца), картинка… Классно. Просто классно! На мой взгляд, при всех несомненных достоинствах иных картин, эта — лучшее российское кино на небосклоне последних лет.

А игра актеров? И Бес (Георгий Фетисов), и настоятель монастыря (Борис Каморзин), и император Николай I (Никита Тарасов), и… Да все — выше всяческих похвал! Поэтому если они — выше, что тогда сказать об исполнителе главной роли — Тимофее Трибунцеве? Выше высшего? Как-то некорректно… Да и правильно ли? Поэтому скажу так: как на мой непросвещенный взгляд, эта актерская работа просто потрясающая. Не зря Трибунцев на кинофестивале «Дубль два» прошлого года получил приз «За лучшую актерскую работу».

Да что я вас агитирую?! Найдите время и возможность, посмотрите этот фильм. И, я уверен, он вас не разочарует.

Что еще почитать по теме?

Тимофей Трибунцев — горемыка или Аль Пачино отечественного кино?
Современное грузинское кино. О чем рассказывает фильм Вано Бурдули «Зона конфликта»?
Комедия «Беременный». Новый выкидыш российского кино?

Обновлено 9.02.2018
Статья размещена на сайте 26.01.2018

Комментарии (5):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Полностью согласен с автором в отношении фильма. Действительно интересная экранизация и актерские работы!

    Оценка статьи: 5

    • Причем, Володя, мне показалось, фильм снят в оригинальной, не присущей традиционному Досталю (тому, к которому мы привыкли) манере. Складывалось такое впечатление, что сценарист руководил, подталкивал режиссера, а не наоборот.

  • Я видел"..." Классическая студенческая постановка"..." Недорого"..." по скрепам"..." по-русски трагично"..."
    Автор агитировал трудно, заходил издали так, как будто и сам дорогу не знал. Не поверил - разочаровал.

    Оценка статьи: 2

    • Александр Ильин, мне тоже не нДравятся такие фильмы , типа Матильды. Что-то в них натужное проступает, хоЧУт как-то пристегнуть далёкое прошлое к сегодняним дням. Но кого это может колыхнуть из попсовой тусовки? Это одноразовые фильмы. Надо глЫже копать наши дни, в них немало ещё каких коллизий.
      Мне не хватает "жизненных" фильмов, хотя бы таких, как в статье "Какой и о чём бы вы сняли фильм? "

    • Константин Кучер Константин Кучер Грандмастер 10 февраля 2018 в 10:54 отредактирован 10 февраля 2018 в 10:57

      Ой, Севушка... Солнце наше неугомонное. А я уж беспокоиться стал: куда это ты пропала? А ты просто перекрасилась. Думаю, даже не стоит говорить, что этот окрас, равно, как и остальное всё - тебе к лицу.
      Спасибо за отзыв! Согласен. Фильм и в самом деле - классный.