«James Bond Theme» (1962)
Великой честью это стало не сразу. В успех первого фильма — «Доктор Ноу» — тогда верили немногие. Тем не менее именно в этом фильме появилась знаменитая «Тема Джеймса Бонда», впоследствии ставшая лейтмотивом всей серии. Та самая, которая звучит в анимационной заставке, где за фигуркой героя наблюдают сквозь нарезной ствол пистолета.
На дворе стоял 1962 год — эпоха сёрф-рока и вообще гитарной инструментальной музыки. Всё это мы слышим и в «James Bond Theme», где сёрфовая партия гитары (сыгранная известным сессионным гитаристом Виком Фликом) была помножена на традиционную драматическую оркестровку.
Такой вид тема обрела не сразу. Первым был рифф, который композитор Монти Норман сочинил ещё во время работы над мюзиклом «Дом для мистера Бисваса» для песни «Good Sign Bad Sign». А так как мюзикл был про Индию, то и знакомое «Дам ди-ди дам-дам» играется не на гитаре, а… на экзотическом ситаре.
Довести «Тему Бонда» до ума поручили другому композитору — Джону Барри. Он не только сделал джазовую аранжировку и доработал партитуру, но и, по мнению многих, сам сочинил изрядный кусок музыки. Тем не менее автором композиции поныне числится один Норман. Более того — он не раз отстаивал права на «Тему Бонда» в суде и неизменно выигрывал. Однако большую часть музыкальных критиков так и не убедил.
К слову, об авторстве… Вам случайно не показалось, что фрагмент мелодии из «Бонда» сильно смахивает на вступление к песне «Приходит день, приходит час…» из нашего к-ф «Обыкновенное чудо» (1978)?
Что касается Джона Барри, то за всю работу ему заплатили только 250 фунтов стерлингов (бюджет «Доктора Ноу» был сильно ограничен). Однако пообещали, что если картина будет успешна, то в следующих продолжениях возьмут его главным композитором. Так оно и случилось — впоследствии Барри стал автором киномузыки аж к 11 фильмам «бондианы».
«James Bond Theme» тоже будет повторяться от фильма к фильму с регулярной периодичностью. Причём — в разных аранжировках, отвечающих новым музыкальным тенденциям.
Например, в фильме «На секретной службе Её Величества» (1969) можно было услышать супермодный синтезатор «Moog».
В «Шпионе, который меня любил» (1977) — элементы стиля диско.
В «Искры из глаз» (1987) — оркестр зазвучит под электронные ритмы.
А в «Лицензии на убийство» (1989) — под жёсткие рок-барабаны.
Одним из самых удачных каверов станет ремикс от Moby. Он не только прозвучит в к-ф «Завтра не умрёт никогда» (1997), но и выйдет на сингле, который займёт в британских чартах 8-е место.
Любопытствующие могут также послушать кавер от группы 1960-х годов Johnny & The Hurricanes, авангардную японскую версию, хеви-металл версию, версию на классической гитаре и даже версию, построенную на звуках компьютерного оборудования.
«The Pink Panther Theme» (1963)
Через год после выхода «Доктора Ноу» было положено начало ещё одной франшизе и ещё одной музыкальной теме. Её узнают даже те, кто никогда не видел комедии про неудачливого французского инспектора Клузо, который охотился за похищенным бриллиантом «Розовая пантера». Своё название драгоценный камень получил из-за вкрапления, напоминавшего своей формой эту хищницу.
Впрочем, розовую кошку мы можем увидеть и воочию. Ведь анимационный ролик, сопровождающий титры, вышел не менее забавным, чем сам фильм. Именно под ролик о проказливой Розовой пантере композитор Генри Манчини и сочинял свою знаменитую мелодию с чётко расставленными акцентами. Впрочем, «The Pink Panther Theme» успешно «работает» даже без видео — услышав эти звуки, мы легко представим крадущегося во тьме вора.
Генри Манчини:
«Я сразу имел в виду конкретного саксофониста — Пласа Джонсона. Я почти всегда сам подбирал нужных музыкантов, писал для них и под них, и у Пласа был звук и стиль, которого я добивался».
Успех снискали и фильм, и заставка, и музыкальная тема. Анимационный ролик породил целую серию отдельных мультиков о похождениях Розовой пантеры. Титульная тема была издана на сингле, попала в ТОП-10 американского чарта «Adult Contemporary» (современной поп-музыки для взрослых), получила приз «Грэмми»… Ну, и, конечно же, звучала во всех продолжениях и ремейках франшизы. С поправкой на эпоху, разумеется.
В «Мести Розовой Пантеры» (1978) будут слышны отзвуки диско.
А в «Проклятии Розовой Пантеры» (1983) добавится электроника.
Самая же оригинальная — а-капелльная — версия «The Pink Panther Theme» прозвучит в к-ф «Сын Розовой Пантеры» (1993). Её исполнит всего один человек — Бобби Макферрин, который на этом деле собаку съел. Достаточно упомянуть его хит 1988 года «Don’t Worry, Be Happy», который стал единственной песней без инструментального сопровождения, сумевшей возглавить американский топ.
Более того — оказалось, что под этот вкрадчивый мотив можно танцевать стриптиз. Что доказали героини фильма «Ангелы Чарли: Только вперёд» в компании с группой PUSSYCAT DOLLS.
Что еще почитать по теме?
Кинохиты 1990-х. Какова история главной музыкальной темы из сериала «Секретные материалы»?
Какова история музыки Алексея Рыбникова к к/ф «Тот самый Мюнхгаузен» и «Вам и не снилось»?
Джеймс Бонд. Сколько лиц сменил главный герой бондианы?
...Вот почему я предлагаю сделать к/ф "о таких разных американцах" по мотивам книжки "Ну, что тебе сказать про СэШэА?" ...