Более того, при первом знакомстве с фильмом у меня было стойкое ощущение «дежавю». Мне казалось, что я эту музыку уже где-то слышал. Скорее всего, это воспоминание ложное, но уж точно не невозможное.
«Theme from Mission: Impossible» (1966, 1996)
Дело в том, что фильм с Томом Крузом — на самом деле ремейк одноимённого телесериала, который снимался на протяжении 1966−1973 г. г. Там сюжет тоже вращался вокруг спецагентов — целого бравого отряда, спасающего демократию от террористов, диктаторов и коммунистов соцлагеря (куда уж без этого). Там же и началась история музыки для фильма — впервые прозвучала драматическая тема, сочинённая джазовым композитором Лало Шифрином. Фамилия у него, как видите, еврейская, но по паспорту Шифрин был гражданином Аргентины.
С 1963 года композитор стал активно сотрудничать с Голливудом, где ему и заказали сочинить музыку к новому сериалу. Главное пожелание режиссёра Брюса Геллера было простым — заглавная тема должна быть запоминающейся и узнаваемой («Чтобы, когда люди идут на кухню за «Кока-колой» и слышат музыку, они сразу восклицали: «О! Началась «Миссия невыполнима»»).
Шифрин с заданием справился, хотя сочинённая мелодия имела крайне необычный для поп-музыки размер — 5/4. Недаром композитор шутил, что она рассчитана на «людей с пятью ногами». Многие полагают, что источником вдохновения послужила… Азбука Морзе. Точнее аббревиатура названия сериала — «M.I.», переданная Азбукой Морзе: M — два тире, и I — две точки, на слух воспринимаются как-то самое «Дам-дам, да-да… Дам-дам, да-да…».
В 1996 году эта, уже классическая, тема стала яблоком раздора между режиссёром новой «Миссии» Брайаном де Пальмой и именитым композитором Джоном Уильямсом. Уильямс, сочинивший к тому времени саундтреки к «Звёздным войнам», «Индиане Джонсу» и прочим блокбастерам, хотел сочинить оригинальную тему, а Пальма желал сохранить классическую киномузыку. В результате режиссёр нанял нового композитора — Дэнни Эльфмана, который строптивости в этом вопросе не проявлял.
Пока Эльфман сочинял оригинальную музыку к фильму, переделку старой темы на новый лад поручили парням из группы U2 — басисту Адаму Клейтону и барабанщику Ларри Маллену. Оба были давними поклонниками телесериала и к музыке Шифрина отнеслись достаточно бережно. Их работу оценили и слушатели — ремикс «Theme from Mission: Impossible» занял в американских чартах 7-е место.
Разумеется, этим переделки не ограничились. В 2000 году группа LIMP BIZKIT сочинила на основе риффа «Миссии» целую песню «Take a look around».
А в 2013-м скрипачка Линдси Стирлинг с коллегами PIANO GUYS записала свою интерпретацию и сняла на неё целый «шпионский» клип. Да ещё умудрилась засунуть внутрь темы Шифрина… фортепианную сонату Моцарта.
Самым же креативным использованием мелодии «Миссии» стал рекламный ролик чая «Lipton» со слоганом «Чай обостряет ум». В нём как бы воссоздавалась история создания темы: Шифрин попивал чаёк, рисовал ноты, а ноты тут же «превращались» в музыкантов, играющих свою партию.
«He's a Pirate» (2003)
С авторством музыки к блокбастеру «Пираты Карибского моря: Проклятие Чёрной жемчужины» дела обстоят не так однозначно, как об этом указано в титрах.
Сначала к работе над саундтреком хотели привлечь Алана Сильвестри (того самого, кто сочинил заглавную тему франшизы «Назад в будущее»), но у него начались какие-то «тёрки» с продюсером. Тогда в композиторы позвали Ханса Циммера с не менее солидным послужным списком («Человек дождя», «Король Лев», «Принц Египта», «Гладиатор»).
Однако и тут случилась незадача. Циммер был вовлечён в работу над «Последним самураем» и был связан контрактными обязательствами.
Ханс Циммер:
«Я пообещал Тому Крузу и Эдварду Цвику, что не буду сочинять ничего другого, и в тот момент действительно в это верил. Но потом, когда у Гора (режиссёра „Пиратов…“ — Гора Вербински — С.К.) возникли проблемы, я сказал: „Я не могу работать над этим фильмом, но мой друг — Клаус (Бадельт — С.К.), наверное, сможет это сделать“. Клаус — замечательный композитор, но я тоже не смог удержаться и написал несколько мелодий, которые задавали тон».
Действительно, поддавшись порыву вдохновения, Циммер чуть ли не за одну ночь сделал музыкальные наброски, которые Бадельт затем доводил до ума, развивал и аранжировал. Была среди этих набросков и знаменитая заглавная тема «He's a Pirate» («Он — пират»), с которой будет ассоциироваться вся последующая франшиза про похождения Джека Воробья.
Надо сказать, что Бадельт сильно удивился, когда узнал, что Гор взялся за не свойственную для него «пиратскую» тематику. Однако быстро понял, что это не классический фильм о «джентльменах удачи», а ироничная (как выразился композитор «рок-н-ролльная») трактовка жанра.
Из-за всех этих перипетий с композиторами сроки подготовки саундтрека изрядно сжались. Бадельту надо было написать и записать около 2-х часов музыки буквально за месяц. Поэтому к работе были привлечены ещё 7 композиторов (среди которых, кстати, был и будущий автор музыки к «Игре престолов» — Рамин Джавади). Бадельт вспоминал, что когда фильм уже редактировался, они всё ещё дописывали свои партитуры.
Циммер по поводу своего авторства особо не переживал. Тем более что впоследствии он стал законным композитором всех остальных фильмов франшизы.
Еще больше статей о музыке и кино читайте на странице автора.
Александр Котов, великолепный вопрос! Жаль, что для ответа на него моей компетенции не хватает. Историки отмечают, что вооруженные...