Кто иммигрировал в Россию
В
Его дополнили разорённые войнами османские тимариоты, оказавшиеся не у дел наёмники и вынужденные спасаться от преследований на родине по религиозным мотивам католики, униаты, мусульмане и протестанты.
«Дом пришельца — на краю аула», — гласит восточная пословица. Но в средние века большинство иммигрантов оседало в Москве. Власти расселяли их по признаку прежнего подданства. Европейцы жили в Немецких слободах, прибывшие из Речи Посполитой — в Старопольской и Панской, бывшие османы — в Греческой слободе.
Чем занимались иммигранты
Самая многочисленная группа иммигрантов объединяла выходцев из Западной Европы. Французы и голландцы, шведы и датчане, ирландцы и англичане — как для простолюдинов, так и для наделённых властью государственных чиновников все они были «немцами».
Среди них нашлось немало умелых оружейников и инженеров, искусных ювелиров и врачей. Но главным занятием немцев была военная служба.
Служивые иммигранты подчинялись Иноземному приказу. Из них формировались однородные в этническом отношении подразделения. Известна «греческая» рота, где служили выходцы из Османской империи, и «шотландская», собравшая бесшабашных наёмников-европейцев.
Чиновники не навязывали иностранцам русских уставов и приёмов ведения боя. Иммигранты воевали так, как умели, подчиняясь командирам из своей среды, через которых общались с начальством и властями.
Польские, литовские, белорусские и украинские шляхтичи служили в полках «нового строя» и даже в дворянском ополчении. Двери в привилегированное сословие им открывал переход в православие.
Вероисповедание иммигрантов
Все желающие остаться в России иммигранты должны были принять православие. Всем без исключения иноверцам под страхом смерти запрещалось проповедовать.
На деле общие для всех правила исполнялись избирательно. В любом случае можно было найти решение, устраивавшее как прибывающих, так и принимающую сторону.
Хотя всех мусульман-османов российские чиновники огульно называли «турченя», этнических турок среди них было немного. Большинство новоприбывших составляли мусульмане «первого поколения», вынужденно принявшие ислам представители покорённых Османской империей народов. Их вера не была твёрдой, переход в православие не был трудным решением.
Никто не принуждал принимать православие западных христиан, чьи страны были далеко от России. Протестантам даже разрешили строить собственные храмы. Если кто-то из них менял веру, то не по необходимости, а по убеждениям. Иногда — преследуя корыстные интересы, стремясь сблизиться с высшим светом.
Напротив, для «поляков» и «литвинов» переход в православие был обязательным. Считалось, что это удержит подданных ближайших к России стран от возвращения на родину.
Всё получилось по слогану : Не можно впрячь в одну телегу коня и трепетную лань. Оценка: 5