Светлая память...
Елена Гвозденко Грандмастер

Как артисту не уйти бесследно? Памяти Олега Табакова

12 марта 2018 года в московской клинике ушел из жизни Олег Табаков — известная личность, величайший российский актер и режиссёр театра и кино, талантливый педагог, народный артист СССР, лауреат Государственных премий СССР и РФ, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». Художественный руководитель и директор МХТ им. А. П. Чехова, основатель и художественный руководитель Московского театра под руководством Олега Табакова («Табакерка»), президент фестиваля документальной мелодрамы «Саратовские страдания», член Совета по культуре и искусству при Президенте России.

На церемонии вручения премии «Золотая маска», 19 апреля 2017 года Фото: Дмитрий Дубинский, ru.wikipedia.org

Олег Табаков родился 17 августа 1935 года в Саратове, в семье врачей Павла Кондратьевича Табакова и Марии Андреевны Березовской.

Детство в коммунальной квартире в самом центре Саратова не просто вспоминалось им как самые счастливые годы, но и стало своеобразным мерилом всего настоящего. Все его известные метафоры подбираются из того времени. Сравнение с бабушкиными помидорами, которые она отбирала на рынке под засолку, отбирала «как для себя», применяется и к системе отбора учеников, и к самой актерской школе.

Саратовская коммуналка, где в одной квартире проживало сразу семь семей — поляки, эстонцы, русские, даже несчастная, от неразделенной любви, цыганка Маня. У него и самого «волжский коктейль» в крови: украинцы, поляки, мордвины, русские. И все это многообразие делало его богаче, наполняло чувством национальной полноценности. Он легко «доставал из себя» любой народ с присущими ему чертами и создавал образ, в который невозможно не влюбиться.

Саратовская коммуналка, в которой уживались «важные» и многодетные, вечно пьющие и гуляющие семьи, где известный саратовский психиатр, сосед Табаковых, пользовал на дому элиту партийного руководства. А маленький Олег наблюдал за манипуляциями кодирования от алкоголя из-под кровати, наблюдая перемену голосовых модуляций от колдовского внушения до воркования с супругой тоненьким голосом. Именно коммуналка стала первой школой перевоплощений для ребенка, жадно впитывающего многообразие жизни.

Народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР, профессор Олег Павлович ТАБАКОВ
Народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР, профессор Олег Павлович ТАБАКОВ
Фото: Источник

Безмятежность закончилась в 1941. Отец в первые дни войны ушел добровольцем на фронт. Начальник военно-санитарного поезда № 87, он успел побывать на Кавказе, на Южной Украине, под Сталинградом, в Румынии. Поезд перевозил раненых с передовой в тыл, нередко становясь мишенью для воздушных бомбардировок.

Олег Табаков вспоминал войну как очень голодное время. В самом начале его мама заболела тифом и долго не могла оправиться, потому как всю еду отдавала детям: маленькому Олегу и его сводной сестре Мирре. В 1943 г. мать вывозит их в городок Эльтон, где устраивается в военный госпиталь. Это была возможность прокормить детей.

Это голодная память сформирует в актере Табакове почти раблезианскую страсть к жизни, к ее плотской простой основе. Жизнь он, прежде всего, ощущал на вкус и поглощал. Он всегда носил с собой какие-то баночки, коробочки и щедро одаривал всех леденцами, конфетами. Он вообще любил угощать, выстраивая общность через совместную трапезу.

Семья вернулась после войны в Саратов. Родители развелись, но жили по соседству. Олег Павлович с удивительным теплом вспоминал родственников. Об отце он говорил, что

«он относился к тому малочисленному отряду мужчин, которым отпущен талант сначала подумать о женщине, а потом уже о себе… Господи, как бы я хотел пожелать сыновьям своим успеть насытиться мною, ибо чем дольше я живу, тем больше понимаю, как мало я был с отцом — и с матерью тоже, но с отцом особенно. И если было, у кого поучиться человеческому достоинству, то прежде всего, у него».

И это чувство достоинства, и компетентность суждений, часто скрываемые под маской лицедейства, все это в высшей мере было присуще и самому Олегу Павловичу.

Драмкружок «Молодая гвардия» при Дворце пионеров стал первым, самым важным опытом юного Олега. Педагога Наталью Иосифовну Сухостав Олег Павлович всегда называл своей крестной мамой в актерской профессии. Позже он и сам станет крестным отцом для многих выдающихся актеров земли саратовской. Его ученик Евгений Миронов в интервью называет своего учителя отцом:

«Олег Павлович — отец. Он научил меня всему, что я сейчас знаю и умею в жизни. Только благодаря ему я стал таким, каким стал».

Саратовская театральная школа всегда была очень сильной. В Москве Олег Табаков поступает сразу в Школу-студию МХАТ и в ГИТИС. Он отдал предпочтение первому, так как считал этот вуз «вершиной театральной педагогики».

В 1956 году он с группой единомышленников-выпускников МХАТовской школы (среди них были Олег Ефремов, Игорь Кваша, Галина Волчек, Евгений Евстигнеев и др.) основал театр «Современник» (тогда он назывался «Студия молодых актеров»). В качестве пробы пера выбрали спектакль «Вечно живые»: худруком был Олег Ефремов (он же исполнял роль Бороздина), Табаков играл студента Мишу.

С 1957 по 1983 год Олег Табаков являлся ведущим артистом «Современника». Его роли в спектаклях «Голый король», «Три желания», «Всегда в продаже», «Обыкновенная история» снискали невероятный успех.

В 1970 году, после назначения О. Н. Ефремова художественным руководителем МХАТ, Табаков принял решение стать директором театра и способствовал утверждению Г. Б. Волчек на должность главного режиссёра театра «Современник». В 1983 году по приглашению Олега Ефремова перешёл во МХАТ.

С 1973 года занимался преподавательской деятельностью, сначала на базе ГИТИСа, в 1986—2000 годах был ректором Школы-студии МХАТ, где выпустил четыре актёрских курса, руководил совместной аспирантской программой Школы-студии и Университета Карнеги Меллон (США). В 1992 году основал Летнюю школу имени К. С. Станиславского в Бостоне (США).

С сентября 2010 года, с приходом первых студентов в открытый театральный колледж при «Табакерке», являлся художественным руководителем колледжа и преподавателем актёрского мастерства, продолжая традиции актёрской школы Станиславского и Немировича-Данченко.

На церемонии награждения Орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, 10 декабря 2015 года
На церемонии награждения Орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, 10 декабря 2015 года
Фото: Kremlin.ru, ru.wikipedia.org

В 1977 году, получив в распоряжение бывший угольный склад, своими руками и руками учеников отмыв и отремонтировав, Олег Табаков открывает новый театр, превратившийся позднее в знаменитую «Табакерку». Появление этого театра критики восприняли довольно скептично, а вот зрители сразу полюбили новое детище Табакова.

1986 год — первый заместитель министра культуры подписал приказ о создании трёх московских театров-студий, одним из которых был театр-студия под руководством Олега Табакова.

1 марта 1987 года — завершена реконструкция подвала на ул. Чаплыгина, 1а. Табаков ставит спектакли в подвале, играет сам и воспитывает актёров.

С 2000 года Олег Табаков параллельно совмещает художественное руководство двумя театрами, работу в МХТ имени А. П. Чехова и Театре под руководством О. Табакова в качестве актёра, руководство кафедрой мастерства актёра в Школе-студии МХТ, обучение студентов и режиссуру за границей, продюсирование, съёмки в кино- и телефильмах.

В 2004 году Табаков стал обладателем премии «Чайка» в номинации «Сердца ангела».

Перечисление театральных и кинематографических ролей заняло бы не одну страницу. Он начинал как «Розовский мальчик» — в ролях наивных, открытых, романтичных, жизнелюбивых юношей с обостренным чувством справедливости. Позже у него сформировалась харизма «остойчивости» (его любимое слово), харизма непредсказуемости человеческого проявления. И это человеческое всегда проступает в нем даже в отрицательных персонажах. Он играет так, что зритель начинает различать полутона, начинает различать человека и порок. Именно над пороком он смеется, плачет, именно его узнает в своих душах.

Кот Матроскин из скульптурной композиции в Саратове, август 2015 г.
Кот Матроскин из скульптурной композиции в Саратове, август 2015 г.
Фото: Источник

Олег Павлович с необычайным талантом создал и примерил множество масок, среди которых (голосовая) — роль популярнейшего кота Матроскина. Во всеобщей любви к этому персонажу есть что-то метафизическое. В психотипе жуликоватого, но безумного обаятельного кота, многие видят психотип человека настоящего. Не случайно скульптурная композиция, которую установили на театральной площади его родного города к 80-летию известного артиста в 2015 году, содержит две фигуры — молодого Олега Табакова и самого известного кота — Матроскина.

Последние дни к памятнику несут цветы. Фигура юноши сделана таким образом, что цветы можно вложить в руки, как артисту после спектакля…

Олег Табаков на открытии памятника Олегу Табакову, 29 августа 2015 г.
Олег Табаков на открытии памятника Олегу Табакову, 29 августа 2015 г.
Фото: новости Саратова

«Жизнь несовершенна, но миром правит отнюдь не то самое вещество. Им управляет вера, твое собственное желание сотворить что-то и не уйти бесследно. Надеюсь, именно этим питалась моя настоящая жизнь», — Олег Табаков, книга «Моя настоящая жизнь».

Что еще почитать по теме?

Ростислав Плятт. Каково наследие великого актера?
Тот самый Вицин: каким он был и в памяти остался?
Евгений Леонов. Чьим голосом говорит Винни-Пух?

Обновлено 14.03.2018
Статья размещена на сайте 14.03.2018

Комментарии (18):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Спасибо за прекрасную статью!!!!

  • Елена, дорогая, спасибо Вам за статью, за память, за благодарное сердце...
    Благодарность - великое чувство, оно не позволяет душе опуститься, заржаветь.
    Светлая память Вашему земляку.

    Оценка статьи: 5

    • Ляман Багирова, да, в его родном городе многие вспоминают Олега Павловича с теплом. Он всегда трепетно относился к Саратову, часто бывал здесь.

      Оценка статьи: 5

      • Елена Гвозденко, "Огней так много золотых// на улицах Саратова" ...
        Из-за своей невнушительной коституции(телосложения) он мне казался камерным и даже немножко (сорри) кукольным. Но своей истовостью он реализовал себя по полной прогроамме и оставался верен себе в самых крутых обстоятельствах. "Всегда он будет живым примером, // призывом гордым к свободе, к свету!" (ок. С)

  • Делгир Кульчицкая Делгир Кульчицкая Читатель 15 марта 2018 в 22:25 отредактирован 15 марта 2018 в 22:37
  • Что подумалось в этой связи:

    1) Олег Табаков был дей-но известным, замечательным - гл. образом комедийным актером. Помнить будем долго. Пусть покоится с миром...
    2) все эти всхлипывания "отец родной, что мы будем делать без тебя" и т.д. - а) отдают некой красивостью и словес от коллег и учеников (сценические артисты, как никак) б) некой самоуничижительностью - ушел отец, бог - что же нам делать? Какой-то комплекс неполноценности. Меры не знаем.
    3) опять этот акцент на "известный, талантливый, гениальный". Актера вижу. А человека нет...

    И размазывание слюны в адрес по сути совершенно незнакомого человека, не члена своей семьи, друга, коллеги...
    Кстати, многие и эмоций имеют меньше, когда уходят из жизни те, кто был рядом, чем к актерам и актрисам. Это уже в нейронах - такое внимание к актерам, музыкантам, сценическим лицедеям. А почему? Кто нам посадил на это?

    Интересно наблюдать за реверирующей толпой (с Табаковым тут все понятно). А вот народ наш - как под копирку.

    • Игорь Ткачев, отвечу, хотя не хотелось бы под такой статьей подобных полемик. Сразу скажу - в дальнейшую дискуссию с Вами на эту тему вступать не буду.
      Эта черта - вспомнить ушедшего, поклониться покойнику, проститься с ним - присуща не только нашему народу, это нормальное человеческое чувство. И это очень по-христиански, сказать последнее "спасибо" человеку, который что-то изменил в тебе, подарил свою толику Света, заставил задуматься.
      Это отклики сродни букетам, которые несут на прощание, к памятникам. Не все имеют подобную возможность, а желание, я уверена, многие. Просто потому, что люди, что сохранили в себе человеческое.

      Оценка статьи: 5

      • Елена Гвозденко, "Эта черта - вспомнить ушедшего, поклониться покойнику, проститься с ним - присуща не только нашему народу, это нормальное человеческое чувство."

        Совершенно верно, Елена. Кто-то из французских классиков сказал "Память о мертвых - это совесть живых".
        Это правда.
        Спасибо Вам

        Оценка статьи: 5

      • Елена, нет необходимости в расшифровке, что это "нормально", "по-христиански", "по-человечески" и т.д. (разве может быть по-другому?-) Это понятно и так.
        Ваш ответ - как ответ на вопрос "Почему летом тепло и светло?": "Почему, почему... потому что солнце светит, чего здесь непонятного???"
        Творческих удач Вам.

        • Игорь Ткачев, сугубо имхо. Во всём успешный "и в жизни мастак", но ему трошки не повезло с конституцией (телосложением). Эта мелковатость иногда в масть с ролью, иногда не очень.

  • Спасибо, Елена, за статью! Душевность, уважение, любовь слышатся в каждой строке.
    С уважением и теплом,

    Оценка статьи: 5