Люба Мельник Бывший модератор

Как питались русские крестьяне?

Историко-статистические описания уездов и губерний России, многочисленные публикации этнографических заметок в губернских ведомостях 1870−1890-х годов дают нам возможность познакомиться с различными сторонами быта наших предков. В частности, с тем, например, как они питались. А это, в свою очередь, помогает понять и некоторые особенности сегодняшней народной жизни.

Те из горожан, что имеют родственников в деревне, возможно, замечали, как много, сытно и, в общем-то, невкусно готовят крестьяне. И это — не от бесталанности деревенских стряпух, а от искреннего неприятия ими иных резонов, нежели обеспечение тяжелого крестьянского труда простой и несложной в изготовлении пищей. Складывался такой подход, наверное, в незапамятные времена. И обосновывался суровой реальностью.

  • Во-первых, крестьянин всегда был ограничен в выборе продуктов и способах кулинарной обработки их.
  • Во-вторых, главной целью хозяйки было — накормить семью, работников простой по набору продуктов, простой в обработке и очень сытной пищей.

Что обеспечивало сытность — «нажористость», как это называли порой? Конечно, картофель. Картофель вареный, картофель жареный, картофельная похлебка — с «забелой» (добавлением молока) в скоромный день, с постным маслом — в день постный…

Другой главный овощ, столп крестьянской кухни — капуста. Щи из серой капусты — с такой же приправой, как и похлебка. И все это — под черный хлеб. Таково было ежедневное будничное «меню» обеда и ужина для крестьянина центра России.

Завтрак же и полдник составляли ржаная ватрушка с творогом, либо ржаной пирог с картофелем или репой. А чаще — если хозяйке было не до изысков — просто ломоть черного хлеба с вареной картошкой. И, конечно же, чай. Чай — как молитва, дважды в день крестьянин пил чай — «душу отводил». Лишь в дни скоромные некоторые из крестьян чаю изменяли — варили жженый цикорий, сдабривали его молоком. Либо молоко добавляли в тот же чай — «для колера».

В посты рацион менялся. В пищу шли белая квашеная капуста, сдобренная луком и квасом, редька с маслом, «мура» или «тюря» — смесь из хлебных сухарей, искрошенной картошки, лука и кваса, с добавлением хрена, растительного масла и соли.

С удовольствием ели нечто похожее на нынешние незамысловатые винегреты — рубленую вареную свеклу с квасом и огурцами. Шла эта нехитрая радость под «мыкотину» — черный хлеб, только испеченный из просеянной через сито муки и не столь кислый, как обычная «чернушка».

В воскресенья и «небольшие» праздники питались почти так же, как и в будни. Лишь иногда готовили «творожник». Для этого блюда творог, растертый со сметаной с прибавлением пары яиц и молока, в глиняной плошке выдерживали в русской печи.

Не обходилось дело без лакомств. И ими были не пряники, печенье, конфеты — весьма затратные для крестьянского кошелька, не сушеные «дули» — груши, которые тоже надо было где-то покупать, не варенье, требовавшее в качестве консерванта патоки или дорогущего сахара. Нет, лакомились — пареной репой! Любили ее дети, а в пост зимой — и взрослые, особенно уважали морс из этого корнеплода.

Не столь уж древней оказывается традиция народного «кашеедства». Каша, по сути, являлась пищевым концентратом. И употреблялась только в «страду», каковой признавался сенокос.

Мясо русские крестьяне — подневольные вегетарианцы — ели в большие праздники: на Рождество, Крещение, Пасху, Троицу, Рождество и Успение Богородицы, память апостолов Петра и Павла. Впрочем, как и белое «печево» — пироги и ситные из белой пшеничной муки.

Особый стол был и в иных «особых» случаях. «До отвалу» бывало и мяса, и «печева» из белой муки, и прочих яств, в том числе и закупленных в городе или в сельской лавке, — во время «помочей», на торжествах по случаю именин, крестин, в престольные праздники. Тогда же и вина, и чаю пили тоже вдоволь. Если учесть, что престолов в сельских храмах (да и не в сельских тоже) бывает, кроме главного, еще несколько, можно представить себе, сколько поводов было для обжорства и гулежа.

Праздники эти длились нередко от 2−3 (по весне) до 7−10 дней (осенью). Если это был престольный либо семейный праздник, в каждый дом съезжалось множество гостей — родные или просто хорошо знакомые с хозяевами люди, да не поодиночке, а семьями, с женами и детьми (и взрослыми, и малыми — кроме девиц!), в праздничных одеждах. Приезжали на лучших лошадях, в лучших экипажах.

Описывавшие эти праздники (а ими чаще всего были либо сельские священники, либо земские деятели, либо местные учителя) особо отмечают, насколько дорого такие пиры обходятся:

«что истрачивается в эти праздники, хватило бы с остатком на уплату за целый год оброка и всех податей и повинностей — да и крестьянин не принужден бы был целый год питаться кое-чем…».

Это были как раз те праздники, с отголосками которых мы и сейчас иной раз встречаемся в быту — с чудовищным обилием еды и спиртного, с изрядными затратами на мероприятие. Среди прочего и это досталось нам в наследство от предков.

Обновлено 30.08.2018
Статья размещена на сайте 27.09.2007

Комментарии (94):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Отлично написано. И ответы в комментариях "выдают" знатока русской кухни.

    Оценка статьи: 5

  • МОРС ИЗ РЕПЫ???

    Срочно хочу рецепт морс из репы!А лучше сразу морс!
    Классная статья, прям так и запахло картошкой-мундиркой с растительным маслицем! Как по мне это и есть самая вкусная еда!

  • Очень интересно.
    Хотя был удивлен, что ели мало каши. Хотя в России вполне могло быть. В наших краях зерна родится больше, а картошки меньше. Тут, видимо, другие традиции были.
    По поводу вкусности пищи, правда, можно и поспорить. Хотя главное в пище - все-таки ценность, а не вкус. Вкус - это уже роскошь, а в деревнях часто бывало, что весной уже лебеду ели, т.к. запасы кончились. О каком вкусе речь? Тут бы до урожая дожить...

    И комментарии тоже интересные.

    Оценка статьи: 5

    • Каши в нечероноземной зоне - из круп ячневой и овсяной. Притом, чтоб набить желудок, выгоднее было горсть крупы сыпануть в те же щи, чем валить полной меру крупу для варки каши. Ради объема опять же в каши подмешивали репу.
      В общем, изощрялись, как могли. Чтоб было, как говорится, дешево, но очень сердито.

  • Эльвира Ковшик Читатель 23 октября 2007 в 12:07 отредактирован 20 мая 2018 в 18:32

    извините, Люба, статья совершенно не понравилась. Крестьяне раньше (до Петра 1) картошки не видели, ее не было в России. А ели репу, злаковые, грибы-ягоды, рыбу и требуху (или субпродукты). Так что непонятно: какие крестьяне, когда ели. я думала, что-то более интересное будет - исторические факты...

    • Так исторические факты и есть - основанные на реальных документах: "Историко-статистические описания уездов и губерний России, многочисленные публикации этнографических заметок в губернских ведомостях 1870-1890-х годов".

  • Люба, мне кажется, Вы причесали всех крестьян под одну гребенку.
    Я в деревне каждый год бываю. Есть там полные люди, но не больше (а намного меньше) чем в городе.
    Они постоянно на свежем воздухе, много работают, рано встают и день у них очень длинный. Сытная пища, я думаю, им просто необходима. Ну а насчет кулинарных способностей, то это зависит исключительно от повара. Вся моя деревенская часть родни готовит превосходно ( об этом я уже говорила).

    А в городе толстяков полным-полно и отвратительно готовящих хозяек также достаточно

    • И я в деревне бываю. И я среди своих знакомых вижу разных людей - тощих и толстых. Кулинаров и неумех. И городе, и в деревне всякие есть...

      Статья же, как вы помните, о том, как питались русские крестьяне. Обозначено время - последние десятилетия 19 века. Это то время, которое оставило нам очень много материала для анализа. Статистика, этнографические записки, очерки ходоков "в народ".
      С нынешней практикой это сопоставлять можно, лишь пытаясь разыскать некие архетипы. Те архетипы, которые и сейчас управляют крестьянами.
      О том и говорю я: именно сытность пищи ценилась в прошлом, нередко ценится и сейчас. А вот энергозатраты бывалошние с нынешними - несопоставимы. В 19 веке пахарь от темна до темна за сохой ходил, сейчас тракторист смену трясется в тракторе.

      • Название - да, именно "Как питались русские крестьяне", помню

        Но вот цитата из текста статьи: "Те из горожан, что имеют родственников в деревне, возможно, замечали, как много, сытно и, в общем-то, невкусно готовят крестьяне."

        Собственно говоря, это уже не об исторических крестьянах, согласитесь)))

        • А нынешные крестьяне пришли именно от тех, исторических. И традиции остались от исторических. Мне еще привелось видеть деревни без света, газа привозного - прям под Москвой. На одинцовском направлении, дачу там снимали. Русская печь, на ней громадные чугунки, в них картоха в мундирах парится - помельче свиньям, покрупнее людям. Что надоят, то с картошкой и лупят. Не помнится мне, чтобы там первые блюда варили. Мяса не наблюдалась, свиней-то забивают зимой. Кстати, потом в этой деревеньке снимали фильм "Дело было в Пенькове". Это - первая половина пятидесятых. Слаще морковки ничего не было. Пряники деревяные в ж\д лавке.

          • А деньги на пряники - все или в заем ушли, или, как после 1861 года - на выкупные платежи.

            • У них денег живых не было - они трудоднями получали: буряком, картошкой, сеном. Пряник - мечта детворы. Стоил 11 коп еще на сталинские деньги, простыни такие красивые огромные. Политы глазурью, на прянике Кремль. Хозяев мы вообще дома не видели. Дети пасли их корову. Целый день с этой коровой возня была. То ее туда- то обратно гоняли. У свиней чистили. Они как дети и не играли вообще, нас, дачников московских, почему-то ненавидели, хотя дачники - основной денежный доход деревеньки. В речке тоже не купались.

              • И сейчас ненавидят. Посмеиваются над дачниковской непрактичностью (непрактичность - с их точки зрения). В том, скажем, непрактичность, что "дачники" гуляют, развлекаются, в сенокосное время по грибы-ягоды ходят... Что привозят с собой в деревню порой все, вплоть до питьевой воды - покупное.
                За "дачниками" числят этакие жлобство и снобизм, неумение учитывать запросы и интересы соседей.
                Иные здорово комплексуют - мы, мол, "деревня", они - заносчивые "городские". Притом чаще всего эта заносчивость надуманная.

        • Светлана, я могу написать то же, что написала в статье. Что, цитировать тот абзац, первую фразу которого вы приводите? Читайте дальше.
          О том, что у крестьян - по причине отсутствия денег - не было возможности покупать продукты, пряности, и они обходились тем, что имели.
          О том, что в народной традиции было относиться к еде как к средству поддержать жизнь, обеспечить организм энергией для тяжелой физической работы.
          Народная традиция - считать вкусной обильную, жирную, богатую углеводами пищу - укоренилась в подсознании, живет посейчас.
          Об этом в статье и написано.
          Помню, одна знакомая вышла замуж за деревенского парня, агронома. Молодой муж на работу определился в городе - естественно, не косой махать, не рожь молотить. Кабинетная такая работенка. Жили в квартире мамы молодой жены. И вот эта мама рассказывала с ужасом:
          - Представляете,требует себе на завтрак жареной картошки с котлетами! Мы ему кофе с бутербродами подаем - а ему картошку надо!

  • Еще вспомнила: вместо лимона, который в деревне был недоступной роскошью, применялся соленый огурец!

    Оценка статьи: 5

    • А сок квашеной капусты?!

      • Вкусненькой Жанне - мы и не диктуем никому. Мы едим свое, они свое. Они много, мы мало. Они калории не считают, мы считаем. У нас вес нормальный, а у них нет. Но это их дело. Потому-то мы к родне со своии соками, винами и овсянкой и ездим. речь шла о то, что в деревнях или пригородах неправильно и невкусно питаются. И я свои 5 центов вставила. Неправильно и невкусно. Но это их дело. А для меня готовка -культ. И я всегда говорю, скажи мне что ты ешь, и я скажу кто ты. И я никому не навязываю свой стиль питания. И со зоровьем у все в отличном порядке. Если и были небольшие проблемы. то именно благодаря тому, что один и тот же вес держу с 18 лет, правильно питаюсь и много тренируюсь и бегаю, мне удалось свои проблемы порешать и находится в отличной форме

  • Хорошая статья 5

    Столько комментариев! Это хорошо...

    Оценка статьи: 4

  • Классная статья.Прям исследование быта... Почему-то вспомнилась экскурсия в домик Чехова в Таганроге - это к вопросу как питались в городе. Бакалейная лавка Чеховых.Огромная сахарная голова.Интересно! Как в прошлых веках побывала...

    Любочка! а про квас? Крестьяне квас-то очень почитали!На Руси первое письменное упоминание о квасе относится к 989 году, когда киевский князь Владимир обратил своих подданных в христианство. В летописи по этому поводу было написано - "Раздать народу пищу, мед и квас". А в деревнях как?

    Оценка статьи: 5

    • Квас почитали, да...
      В тексте есть упоминания того, как его употребляли.
      Но в литературе говорится и о том, что тяжеловат квас для желудка был.
      Действие на желудок - примерно то же, что и прочих газированных напитков. Надо ведь помнить, что продолжительность жизни весьма невелика была, смертность, особенно в деревне - высока.
      Помню, меня поразило сравнение смертности от холеры в городе и в уезде.
      Вот, эпидемия 1848 года: в Ростове умерло в эпидемии 150 чел. из 2811 заболевших, в Ростовском уезде - умерло 776 чел. из 1378 заболевших.
      Возможно, и благодаря квасу, который готовили, конечно, не из кипяченой воды...

  • Чудесная статья! +5!
    а что такое серая капуста? Это квашеная что ли?
    А еще я слышала, что наши бабушки в детстве пили чай с кусочками сахарной свеклы, т.к. настоящий сахар был действительно очень дорогим.

    Оценка статьи: 5

    • Серая - квашеная, и белая - квашеная.
      Только серая - из внешних листьев кочана, или с примесью внешних. Ее обычно для заквашивания не шинкуют, как белую, а довольно мелко рубят. Такую капусту преимущественно для щей и используют. "Щаная" она.
      А насчет вяленой свеклы - да, мне моя мама рассказывала, а ее детство как раз на войну пришлось. Вялили свеклу - только красную, поскольку сахарную здесь не выращивают.

    • Куда ходить в 19 век. В мои частые наезды в Россию в черте Питера поселок Горелово - там родня осталась еще и в Москве в черте города в Выхино - вот так и едят. Картошка. Щи. Котлеты из магазинного фарша. Сосиски-макароны. Овощные блюда, сырые овощи, зеленые салаты - не в чести. Если курица - унылая отварная после первого блюда на второе. Хотя теперь в магазинах все есть, пища блеклая, неполезная и невкусная. Колбаса. Молоко. Яйца холестериновые на завтрак. Хлеб опять-же мнут к картошке и макаронам. И жирное все, масляное. Отношение к еде - много и по-быстрому, без затей и анализа.
      А сколько обид, что ни мы ни наши дети за столом не едим их угощений. К чаю много мучного и сладкого. Причем чай не как самостоятельный прием пищи, а уже когда нажрались и отвалились от стола. Зачем он им? А как много съедается за раз - почти килограмм!
      Наша семья уже давно кроме соков и чистой воды ничего не пьет. Едим овощи и белое мясо или рыбу. Какие сосиски или котлеты из готового фарша! Какое мучное-сладкое! Вот и едем к родне если с ночевкой, то со своими соками и овощами. Им не объяснить, что у нас от завтрака яичницей с салом, хлебом и молоком заворот кишок будет. Что ту же картошку мы едим с кожурой, но печеную. Без жиров. Что один печеный банан - это второе блюдо, а не десерт. Что сыр естся без хлеба и тем более масла, а после второго блюда как самостоятельная еда, и совсем немного. Что коньяк со щами не пьют. Что перед едой крепкие напитки не подают. Что вино лучше водки. А это пригородный народ, на электричке 30 минут от центра столиц мира!

      • Лаура! У каждого - свой устав. Зачем диктовать кому и что есть? Я понимаю когда человек здоров абсолютно и начинает пропагандировать СВОЙ режим питания. А когда куча болезней... А в деревне свой уклад, своя культура.Я поездила по разным странам, в каждой семье - свой режим. Кто-то считает, что на еду деньги тратить - расточительство, а у кого-то еда - культ...

        Немцы - чистоплотный народ, а у нас была приятельница -немка, я у нее не могла есть ничего - такая посуда вся захватанная, непромытая была. От человека зависит.

        Оценка статьи: 5

      • Сегодня одна приятельница рассказывала. В воскресенье была в гостях. Еды - пропасть. Шестнадцать человек ели - все съесть не смогли. И сама эта дама - лишь перепробовала по малости каждое блюдо. Но вышла - как тот волк из мультика (который:" Щаз запою"). Ночь промучилась печенью, бедолага.

  • Отличная статья.

    зы
    Насчет невкусности не соглашусь
    нажористых щец с ломтями мяса,
    борща, да и котлетку такую
    чтоб не видно было гарнира под которым она подается
    пробовал в наших глухоманях, очень нра.

    Оценка статьи: 5

    • А ломти эти - чтоб свинина была, такая белая, с почти белым салом... И чтоб "глазки" жира на поверхности щей плавали - такие огромные, с блюдце величиной...

  • Наконец, добралась до статьи. Ужас. Не статья, а как питались. Репу пареную когда-то сделала - ложку съесть не могла.
    А мне еще рассказывали в детстве, что в Симбирской губернии, откуда отец родом, не было ни соли, ни сахара. За солью раз в год несколько деревень снаряжало обоз. Ехали на какой-то прииск, сами копали, просеивали, тяжело груженые ехали обратно. Занимало это 2 недели.
    А сахар кусковой - вообще было лакомство. Нормальным было пить чай "в приглядку". Все смотрели на кусок сахара (т-коричневый), подвешенный над столом на веревке, и кайфовали, отхлебывая чай.

    Оценка статьи: 5

    • Вообще, деревня развивалась этакими порывами - и откатами.
      В начале 20 века такой рост самосознания народного был. В 1909 году приняли закон о всеобщ. нач. образовании - при том, что всюду к этому времени уже начальные школы существовали. У крестьян завелись деньги, им стали давать кредиты, жить начинали "по-городскому" - и питаться разнообразнее. А затем такое обрушение в бездну, такая разруха жуткая - и в итоге, в ходе борьбы за существование - такое падение нравов! Посейчас последствия жнем - и еще не сжали...
      Лучше всего русскую деревню показал Чехов. Быт, нравы народные, обычаи, отношения в иным сословиям.
      Быт - в том числе и питание.

  • 5

    познавательная статья.
    люба, спасибо!
    а что ели богатые люди?

    Оценка статьи: 5

    • Катерина, это предмет особого и обстоятельного разговора. Конечно, иначе, конечно, разнообразнее.
      Даже иные сословия - мещане, например. Запасы делали, конечно, но - покупные, на базарах и ярмарках. Готовили дома - но и очень активно использовали пищу из трактиров и закусочных - либо обедали там, либо брали обеды на дом.
      Разночинцы нередко держали кухарок в услужении, готовили также и запасенных покупкою продуктов.
      Крестьянская жизнь - безденежная, это и определяло многие особенности крестьянской кухни.

  • Интересная статья.
    Вот откуда мы так любим пировать.

  • Превосходная статья! Мне очень понравилось и информационное наполнение и подача. Спасибо!

    Оценка статьи: 5

  • Очень интересно! 5!

    Оценка статьи: 5

  • Никогда не интересовался подобноым поэтому было очень интересно узнать,спасибо... 5

    Оценка статьи: 5

  • Интересно. Надо бы попробовать пареной репы, а то, только сырую ел, правда с удовольствием. 5+

    Оценка статьи: 5

  • 5!

    Оценка статьи: 5

  • 5

    Познавательно. Особенно учитывая то что живем мы в той стране, про историю которой сама статья.
    Надо еще учитывать то что и приправ то особо не было.

    Оценка статьи: 5

  • Картошка, картошка, да. Интересно, а что ж ели крестьяне до Петра Первого, когда картошки не знали?

    • Вот открываю Пыляева "Как ели в старину".
      "Еда наших предков в XVII столетии была крайне неприхотливая: обыкновенно пищею простого народа был ржаной и ячменный хлеб с чесноком, или ячменная кашица. Щи составляли уже роскошное кушанье и даже больше того, если в них было ржавое свиное сало. В военное время в войсках пища была - сухари и толокно. По свидетельству иностранных посланников, поваренное искусство русских состояло из множества блюд, но нечистота и еще более чесночный и луковый запах делали их почти несъедобными, притом почти все кушанья приправлены были конопляным маслом или испорченным коровьим. В старину коровье масло приготовлялось в печах и без соли, от этого оно скоро горькло. Петр Великий первый научил русских делать его по голландскому способу, из сметаны и сливок... До конца семнадцатого столетия русские не знали другой огородной зелени, кроме простой капусты, чесноку, луку, огурцов, редьки, бураков и дынь.. не ели ни телятины, ни заячьего, ни голубинаго мяса, ни раков... Из мясных яств обыкновенныя были: говядина, баранина и свинина, также домашния и дикия птицы... К мясным кушаньям на стол ставили в приправу: соленые огурцы, соленыя сливы и кислое молоко".
      Конечно, речь о столе не "простонародном".
      Судя по столу нынешних старообрядцев - репой питались. Как в сказке про мужика и медведя.

  • И сейчас в деревне готовят так же много, сытно и невкусно. Но - хорошая закуска к самогону.
    5.

  • Интересно, Люба. +5
    Но как же вкусно готовили мои бабушки! Ничего не могу с собой поделать - прямо во рту ощущается, как же это было. И запахи идут мысленные. Эх, пойду спать... только бы не свернуть к холодильнику

    Оценка статьи: 5

    • Те из горожан, что имеют родственников в деревне, возможно, замечали, как много, сытно и, в общем-то, невкусно готовят крестьяне. ну, не сказала бы, что все да невкусно, не в тех местах Вы, наверное, бывали, или не у тех людей, а такое и в городе частенько встречаешь

      • Согласна с Викторией, Вы, Люба, были явно не в тех местах вместе в Валерием.
        У меня бабушка готовила так, что до нее далеко современным поварам!
        Причем, готовила все - первое, второе, разные оладушки, блинчики и т.п.
        Может, раньше, в конце 19 века готовили невкусно в деревнях, но о том мне уже неведомо)

      • У каждого - свой опыт. Мне приходилось в командировках бывать у сельских людей. Схема кулинарная - по четырем районам Ярославской области - в общем-то, одна и та же. По праздникам - нечто в русскую печь сунуто, щи, картошка, топленое молоко. Булькает, преет часами... Пироги - вполне хороши чаще всего.
        Приготовленное на несколько дней в печи - потом день за днем разогревается на электрической пищи. Главная цель такой кухни - насытить работника, а не дать радость от еды. От этого же - и стиль питания. С мощным таким завтраком - скажем, тушеная картошка с мясом поутру - чему ж еще и порадоваться механизатору, которому полдня трястись в тракторе на пашне.
        О городской же кухня я вообще писать не стала. Но исторически она складывалась иной - она ведь основывалась в немалой степени на покупных продуктах, уже потому была более разнообразной. Скажем, у крестьян постные щи - просто щи из серой капусты, мб., с капелькой раст. масла, у горожан - щи из серой же капусты - но со снетком.
        У крестьян воскресный день - на домашней же кухне, у горожан, особенно холостых - воскресные обеды проходят в трактире или кабаке.
        Уточняю - речь о конце 19 века. Хотя в чем-то традиции сохранялись на селе и до 1960-70-начала 80-х гг., а в городе - до 1950х.

  • дошло... А чегож девиц-то не брали на праздники??? Как-то это не того!

    Оценка статьи: 5

  • вопрос автору! Серьезно - чай ведь был дорогим удовольствием на самом деле. Действительно ли чай или так называли всякие сборы?

    Оценка статьи: 5

    • Пили, конечно, чай, никакие не сборы. Чаи какие-то кяхтинские, кантонские и - московские.
      Московский чай - особенный. Для его производства собирали по трактирам спитой чай, подкрашивали его жженым сахаром, смешивали с обычным чаем - и продавали.
      Вот, цитирую из себя 1994 г.: спитой чай "раскладывали его сырым на горячую плиту, опрыскивали сиропом из пережженого сахара и переминали руками. Обработанный таким образом спитой чай после высыхания оказывается свернутым - ну прямо как настоящий!"
      Московский чай покупали мелочные чайные торговцы. - для того, чтоб подмешивать его в настоящий. Московский шел по 45 копеек фунт, смешав его с настоящим - продавали уже по полтора рубля.

      На второй неделе Великого Поста в Ростове была весьма известная Ростовская ярмарка - третья в России по оборотам. Там и торговали этим московским чаем, как и прочими тоже.

      • Прикольно про чай... Мужик думкой богатеет... Голь на выдумку хитра. У нас сейчас круче мошенники делают - покупают искусственную черную икру и подмешивают ее к настоящей. А подлинная-то уж 30-50 тыс. рублей за 1 кг! так что выгода налицо...

        Оценка статьи: 5

  • Какая прелесть, Люба!

    Оценка статьи: 5