Периодизация этой битвы выглядела так…
Первый этап. Сентябрь 1939 — май 1940
Этот период характеризуется относительной цивилизованностью и даже галантностью боевых действий. Соблюдались нормы призового права и в основном нейтралитет невоюющих государств.
Первая жертва подводной войны в Атлантике — пассажирский лайнер «Атения», потопленный 3 сентября 1939 года возле побережья Шотландии, на севере Англии, в 200 милях от Гебридских островов. В этот период войны подлодки обычно останавливали судно, иногда даже высаживали досмотровую партию и по результатам обыска судна высаживали экипаж в шлюпки, а судно топили — на основании международного призового права.
Очень скоро торговые суда стали вооружать скорострельными пушками для защиты от самолетов — и тогда подлодки, не всплывая и не подставляясь под удар, стали топить торговцев своими торпедами.
Уже 17 сентября лодка U-29 потопила английский авианосец «Корейджес». Война набирала обороты…
В ночь на 14 октября лодка U-47 под командованием Гюнтера Прина напала на совершенно неприступную, как полагали в Английском Адмиралтействе, базу британского флота в Скапа-Флоу. Пройдя через мелководный, а потому и неохраняемый пролив Кирк Саунд в бухту, он торпедами потопил линкор «Royal Oak» и старый авианосец «Пегасус». А затем вернулся на базу, мгновенно став известным подводным асом.
Для английского Королевского Флота это были не только серьезные потери, но и пощечина надводному флоту от подводников.
Второй этап. С лета 1940 по декабрь 1941
Германия получила новые базы для подводных лодок в Атлантике, и борьба сильно обострилась. Германия перешла к неограниченной подводной войне, безжалостно топя всех без разбора, не глядя на флаг судна. Потери союзников многократно возросли, одиночные суда почти не имели шансов пересечь Атлантику.
Германия победила Францию и начала строить базы для подводных лодок на берегу океана. Теперь подлодкам, чтобы вступить в бой, не надо было красться мимо берегов Франции и Англии. Подлодки, укрытые в глубоких искусственных пещерах, надежно защищавших их от любых английских бомб, выходили в Атлантику и нападали на суда союзников.
В Германии было принято решение об ограничении производства крупных надводных военных кораблей — при максимально возможном росте производства подводных лодок. Немецкие историки называют этот период «Счастливые времена».
Германия отрабатывала тактику «волчьих стай». В некоем районе океана «охотятся» несколько десятков подводных немецких лодок. Общение между ними — только зашифрованные посредством шифровальной машины Энигма радиосообщения.
Каждая подлодка в отдельности ищет конвой. Та, которая находит, сообщает по радио, где, сколько и куда идут. Так волк, нашедший стадо оленей, воет, давая сигнал остальным членам стаи. После получения информации каждый из капитанов подлодок стаи идет оптимальным для себя маршрутом для перехвата. Собравшиеся подлодки нападали на конвой с разных сторон, пускали торпеды, рвали конвой на куски.
Союзники в этот период учились противостоять волчьим стаям немецких подлодок. Потери судов на трансатлантических маршрутах были всего около 2% от всех потерь за войну.
Германия производила многочисленные подводные лодки и обучала их экипажи, готовясь выпустить их в Атлантику, строила для них на Атлантическом побережье Франции базы, где они могли заправиться, погрузить торпеды, отремонтироваться — не боясь бомбежек авиации союзников.
Третий этап. С декабря 1941 по март 1943
В Мировую войну вступили и Япония, и США. В тотальной подводной войне Германия отказалась от любых ограничений, потери союзников приближаются к критическим, союзники привлекают к сражению в Атлантике все новые и новые технические новшества.
В начале этого этапа брошенные в бой в Атлантику волчьи стаи немецких подлодок очень сильно препятствовали выполнению планов западных союзников. В 1942 году на перевозках через Атлантику погибло 323 судна, или 47% от всех потерь судов союзников за время войны с Германией.
Германия отказалась от использования надводных рейдеров в битве с США и Англией, но подводные рейдеры до предела затруднили доставку оружия боеприпасов и амуниции из Америки. Союзники разработали методику борьбы с волчьими стаями Деница и начали ее применять. Это применение новых разработок союзников и ознаменовало новый этап битвы за Атлантику.
Четвертый этап. С апреля 1943 по июнь 1944
Союзники переходят в наступление. Тяжелые бомбардировщики с радарами обнаруживают немецкие подлодки в ночи и через облака и сбрасывают бомбы на них, используя радарные бомбовые прицелы. Англичане широко используют расшифрованные ими перехваты радиограмм немецких подлодок для защиты конвоев и для нападения на немецких «охотников».
Потери судов союзников остаются еще высокими, но они уже упали до 26%, а потери немецких подводных лодок и их экипажей непрерывно растут. Дело доходит уже до того, что только середина Атлантики остается без авиаприкрытия союзников, а потому первые сотни километров от своих баз подлодки проходят своеобразными конвоями под зенитным прикрытием специальных не ныряющих подлодок, оснащенных большим количеством зенитных автоматов, чья роль при обнаружении атакующих самолетов — не уходить под воду, а вести бой с атакующими колонну подлодок самолетами.
Англичане расшифровали коды Энигмы, и теперь каждый выход подлодки в Атлантике в эфир — это информация для эскадр охотников за подлодками.
Радары на самолетах позволяли видеть немецкие подлодки и ночью, и под облаками, и в туман. Видеть и прицельно бомбить.
В битве в Атлантике погибали лучшие экипажи, вместо них в бой шли экипажи без боевого опыта. Уничтожать такие подлодки западным союзникам было проще, чем подлодки с экипажами экспертов, которые шли в бой в начале битвы.
Когда подлодки атаковали конвои, за ними начинали охотиться корабли-охотники, снабженные глубинными бомбами и гидролокаторами — они могли видеть подлодки и глубоко под водой.
Пятый этап. С июня 1944 по май 1945
Этот этап можно назвать одним словом — «разгром». Союзники полностью господствуют на трансатлантических коммуникациях. Германия лишилась баз во Франции, потери судов союзников — минимальны, потери немецких подводников — катастрофичны. Против них самолеты с радарами, самолеты с эскортных авианосцев, корабли-охотники за подлодками с усовершенствованными гидролокаторами-асдиками, способными обнаружить лодку и на большой глубине.
Подлодки немцев уничтожают и на базах, и при попытке выйти в море — им теперь до Атлантики надо немало пройти, да еще под прицелом авиации, вооруженной радарами.
Союзные силы бьют Германию и на земле, и в воздухе, и в Атлантике. Это конец Третьего рейха.
К концу войны в Германии были великолепные разработки и реактивных самолетов Ме-262, и новых подводных лодок типа XXI, имевших значительно большую глубину погружения, значительно большую скорость и намного менее шумных. Но было уже слишком поздно. Война на два фронта во второй раз привела Германию к поражению.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...