• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Сергей Курий Грандмастер

Аль Бано - 75! Как «Феличита» стала символом итальянской эстрады 80-х?

В 1982 году по советскому ТВ впервые состоялась полная трансляция главного песенного конкурса Италии «Сан-Ремо». С этого момента эстрадная итальянская музыка обретает у советских слушателей просто сумасшедшую популярность, изрядно потеснив такие модные направления, как рок и диско.

Большую роль в этом сыграло и то, что советское руководство отнеслось к новой моде более, чем благосклонно. Оно и понятно — итальянские эстрадные песни были безвредны идеологически и приемлемы эстетически (очень мелодичны, исполнены красивыми чистыми голосами).

Фото с обложки диска «Liberta»
Фото с обложки диска «Liberta»

Наибольшее впечатление на нашего (и не только) слушателя тогда произвела песня «Felicita». Хотя на «Сан-Ремо-82» она заняла только 2-е место, именно «Феличите» было суждено надолго стать неким символом и визитной карточкой всей итальянской эстрады. Исполняла песню довольно необычная пара — невзрачный очкарик и статная красавица. Поэтому многие удивились, когда узнали, что Аль Бано и Ромина Пауэр — не простой дуэт, а семейный.

Фамилия Power имела отношение только к Ромине и явно была английской. Ведь родилась будущая певица в Америке (2 октября 1951 года) в семье двух голливудских актёров — Тайрона Пауэра и Линды Кристиан. Поэтому ничего итальянского (кроме разве что имени, где упоминался Рим — «Roma») в ней не было.

Другое дело — её партнёр по дуэту. Он происходил из бедной семьи с юга Италии и фамилию получил весьма привычную — Карризи. Непривычным было его имя. Дело в том, что мальчик родился 20 мая 1943 года — в самый разгар Второй мировой войны. В то время его отец воевал в Албании в составе войск Муссолини — вот и мальчика решил назвать Альбано. Позже певец разделит своё имя на две части — Аль Бано — и превратит в сценический псевдоним.

Петь на большой сцене наш герой мечтал с детства, поэтому покинул свою деревеньку и отправился покорять Милан. После нескольких лет лишений и мытарств его мечта сбылась — он выиграл в конкурсе «Новые голоса», организованном Адриано Челентано, попав таким образом в «клан» знаменитого певца.

Первый заметный успех пришёл к Аль Бано в 1967 году, когда вышла песня «Nel sole» («На солнце») — он до сих пор считает это событие переломным в своей карьере. Да и в личной жизни тоже…

После того как «Nel sole» стала хитом, было решено снять музыкальный фильм с таким же названием. Кроме Аль Бано, в нём снялась и Ромина — тогда ещё юная 17-летняя девушка.

Певец был на 8 лет старше своей партнёрши и поначалу относился к ней больше по-отечески. Однако в 1970 году пара поженилась и тогда же записала первую совместную песню Storia di due innamorati («История двух влюблённых»). Сам Аль Бано говорил, что их семейный дуэт сложился совершенно случайно, когда однажды жена подменила в студии заболевшую певицу. И хотя вокальные данные Ромины всегда были скромными, визуально и, как бы так сказать, концептуально, дуэт выглядел куда выигрышнее голосистого одиночки.


В 1975 году пара записывает свой первый альбом, а на следующий год принимает участие в «Евровидении», где занимает 7-е место.

Успех дуэта был весьма умеренным, пока в 1981 году не вышла песня с загадочным названием «Sharazan», которая стала большим хитом по всей Европе. Судя по всему, Шаразан — это некое воображаемое место, где все поголовно свободны, счастливы и исполнены любви.

Ну, а в 1982 году со сцены Сан-Ремо прозвучала жизнерадостная и энергичная «Felicita», название которой переводится как «Счастье».

Скан обложки диска
Скан обложки диска «Felicita»

Аль Бано:

В современной Италии был достаточно трагический период — 1969−1979 годы. Я просто не узнавал своих соотечественников. В то время я много путешествовал и всегда возвращался на родину с тяжёлым чувством, потому что видел кровь на улицах. Видел рабочих, которые убивают полицейских, и наоборот. Многие мои коллеги пели песни, которые напоминали похоронные оды. Когда в 1980 году этот период закончился, это было такое счастье! Так импульсивно и родилась «Felicita». Я и представить не мог, что она будет иметь такой успех у публики.

Одноименный альбом 1982 года разошёлся тиражом 6 млн. экз. и стал популярен не только в Европе, но и в странах Латинской Америки. Учитывая это, Аль Бано и Ромина Пауэр выпустили и испаноязычную версию альбома под названием «Felicidad» (языки, как ни крути, очень близкие), и эту традицию дуэт сохранил и в дальнейшем.

Интересно, что в самой Италии альбом назывался совсем по-другому — «Aria Pura».
Кроме «Sharazan» и «Felicita», пластинка включала ещё одну знаменитую песню — «Prima Notte D’amore», надо сказать, далеко не новую, впервые выпущенную ещё в 1977 году.

Альбом переиздали даже в Советском Союзе, окрестив его предельно просто — «Аль Бано и Ромина Пауэр».

Скан обложки диска
Скан обложки диска «Al Bano & Romina Power»

Более того, в июле 1984 года по приглашению фирмы «Мелодия» итальянский дуэт посетил Ленинград, где снялся в музыкальном фильме Евгения Гинзбурга «Волшебная белая ночь» (который Аль Бано до сих пор называет лучшим в своей карьере). Большинство героев фильма предстали в декорациях и костюмах XVIII века. Во время исполнения «Феличиты» мы видим, как Аль Бано преследует свою жену на катере, а та едет по набережной в старинной карете.

Аль Бано Карризи:

Это была фантастика. Я увидел этот город, эту прекрасную реку. Я знал, что так много представителей итальянской интеллигенции здесь работало. Например, великий архитектор Растрелли. Это было для меня погружением в великую культуру. Столько здесь прекрасного. Чего стоит один Эрмитаж! Это был прекрасный опыт, это была фантастика. Я помню, как Ромина плакала, потому что не хотела сюда приезжать. Первый день плакала, потому что ей не нравилось. Прошло 20 дней, и она опять плакала, потому что ей уже не хотелось уезжать.

Когда же в 1986 году дуэт снова посетил Ленинград (на этот раз с гастролями), 14-тысячный концертный зал Спортивного комплекса им. Ленина был заполнен под завязку в течение двух недель.

Но, как говорят на Украине, «що занадто, то не здраво». Чрезмерная популярность итальянской эстрады у многих вызывала отторжение. Слово «Феличита» стало у отечественных рокеров синонимом тошнотворно сладкой попсы. Достаточно послушать одноименную песню группы СТРАННЫЕ ИГРЫ (эта откровенная издёвка вошла в альбом 1984 года «Смотри в оба»). Или песню НАУТИЛУСА ПОМПИЛИУСА «Мифическая столовая» из альбома «Невидимка» 1985 года:

…То, что я пробовал, здесь называется
Просто, как дважды два,
Хотя извините, мне всё-таки кажется
Пересластили едва,
У этого блюда нет названия,
Это — феличита…

Тогда же на мотив «Феличиты» стали появляться многочисленные народные переделки. Вот лишь несколько вариантов:

Пересчитай,
тебя обманули на 20 копеек,
пересчитай!

Феличита!
Моя мама работает в винном отделе — ты мне не чета!
Мой отец парикмахер в салоне «Мечта» — ты мне не чета,
Мой дядя швейцар в Совете Министров — ты мне не чета,
Моя тетя работает в доме артистов — ты мне не чета, мне не чета…

Перечитай
«Комсомольскую правду» ты справа налево, ты перечитай!
Перечитай!
«Малую землю» и «Возрождение».
Перечитай!

Последнюю версию, где упоминались литературные работы «дорогого Леонида Ильича Брежнева», творчески переработал лидер группы ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ — Сергей Калугин, обогатив народные куплеты реалиями постсоветской эпохи.

Перечитай
Красный цитатник Великого Кормчего.
Перечитай
Идею Чучхе, Ким Ир Сена премудрого.
Перечитай,
Время пришло перечитывать классиков.
Перечитай, перечитай.

Всюду царит торжество демократии,
Кажется, это навек.
Бары, машины, банкиры и бл*ди,
Реклама, формат, НТВ…

А ты — перечитай
Книгу борьбы старика Алоизыча.
Перечитай
Доктрину фашизма Бенито Квадратного.
Перечитай
Хрен с ним с Геноном, хотя бы Лимонова
Перечитай, перечитай.

Пока рокеры морщили носы, дуэт не переставал радовать своих поклонников новыми музыкальными хитами почти все 1980-е годы. В том же 1982 году — буквально вслед за «Felicita» — выходит ещё один альбом «Che Angelo Sei» с хитом «Tu Soltanto Tu».

В 1983 году Ромина записывает ещё один суперхит «Il Ballo Del Qua Qua», более известный у нас как «Танец маленьких утят» (подробнее о нём читайте здесь).

А в 1984 году сбывается ещё одна мечта Аль Бано: дуэт, наконец-то, побеждает на конкурсе Сан-Ремо с песней «Ci Sarа». Этого результата певец безуспешно добивался аж с 1968 года!

Альбом 1985 года «Sempre Sempre» стал пиком успеха Аль Бано и Ромины Пауэр. По продажам пластинка превзошла даже «Феличиту».

Последний свой суперхит — «Liberta» — пара записала в 1987-м. Песня оказалась весьма нетипичной для творчества Аль Бано. Музыка была пронзительной и печальной, а слова посвящались не романтической любви, а борьбе за свободу. Говорят, что в 1989 году режим Чаушеску в Румынии свергали именно под звуки «Liberta».

Автор перевода — Марина Пиньата:

Свобода!
Скольких ты заставила плакать.
Без тебя
Сколько одиночества!
До тех пор,
Пока есть смысл жить,
Я буду жить,
чтобы получить тебя!

Аль Бано:

«Я девять месяцев писал эту песню, это как ребенка выносить. Она родилась в 87 году, тогда отмечалось 750-летие города Берлина, и был праздник и на западной, и на восточной стороне».

Интересно, что имел в виду Аль Бано под словом «писал»? Один из внимательных читателей обратил моё внимание на то, что в «выходных данных» песни Карризи не значится. Там указано несколько авторов, в том числе и Ромина Пауэр (Springbook / Horn / Molco / R. Power / Pallavicini).

С наступлением 1990-х шум вокруг творчества дуэта заметно стих. Если не считать истории, когда Аль Бано подал в суд на самого Майкла Джексона. Итальянский певец с удивлением заметил, что песня «поп-короля» «Will You Be There» (из альбома «Dangerous» 1991) — почти точная копия его песни «I Cigni Di Balaca», причём не только по музыке, но и по тексту.

Аль Бано:

Я спел ее в 87-м, а в 1992 году смотрю какой-то концерт, выходит Джексон: та же мелодия, слова — о том же, хоть не на итальянском, а на английском… Я пел о человеке и священной реке, и он тоже, будто кто-то взял готовую песню и перевёл.

Кстати, суд Аль Бано выиграл, получив соответствующую компенсацию.

А в 1994 году в жизни дуэта случилась страшная трагедия — их старшая дочь Иления пропала без вести в Нью-Орлеане. Пара практически перестала выступать вместе, а в 1999 году официально объявила о разводе.

Казалось, что в истории дуэта поставлена точка. Однако спустя 14 лет пара примирилась в… России. Когда в 2013 году в Москве готовился концерт, посвящённый 70-летию Аль Бано, продюсер Андрей Агапов высказал смелую идею — пригласить на него Ромину.

Аль Бано Карризи:

Я ему сказал, что она откажется. Но она согласилась. Признаюсь, я был удивлён. Она всегда непредсказуема. Мы не виделись 19 лет. Общались только через адвокатов. Мы не пели вместе с 4 июля 1994 года. Это стало началом конца. Она сказала мне: «Видишь эту толпу? Мы её больше не увидим». Однако она ошиблась.

Конечно, личная жизнь у Аль Бано и Ромины уже давно у каждого своя. Зато теперь слушатели могли снова увидеть «Феличиту» в классическом исполнении и вдоволь поностальгировать.

Из интервью с Аль Бано Карризи, 14.07.2013:

— Ваша песня «Феличита» не вызывает у вас неприязни, ведь, наверное, организаторы просят спеть её из раза в раз?
— Организаторы не могут просить меня что-то спеть, я сам выбираю все для своего исполнения, но я очень люблю эту композицию, я пою 29 лет, и мне нравится реакция публики на эту песню, она — хорошая терапия для тех, кто поёт и кто слушает.

Статья опубликована в выпуске 20.05.2018
Обновлено 6.10.2022

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: