Финансовое благополучие (отец нашел хорошую партию — женился на дочери одного из владельцев голландской Ост-Индской компании) позволило развить способности мальчика. В итоге его отдали в мастерскую Рембрандта — и Экхоут стал его любимым учеником. Гербранд был членом гильдии св. Луки в Амстердаме.
Экхоут был разносторонним художником и человеком: он писал религиозные сцены, казарменные картинки, портреты. И увлечения его не ограничивались живописью: писал стихи, гравировал, коллекционировал, был экспертом в искусстве.
«Дельфт после взрыва порохового склада»
12 октябри 1654 года в Дельфте взорвался пороховой склад. (В Дельфте находился один из центров управления Ост-Индской компанией, отсюда уходили в плавание ее суда — как торговые, так и военные, здесь эти суда получали и боеприпасы.) Весь город был в руинах, полыхали пожары. Погибли сотни, были ранены тысячи.
Вполне возможно, что рисунок появился почти немедленно после этого трагического события. Падающие остатки стены большого здания слева, руины на втором плане, поврежденное дерево справа, а на переднем плане — спасение из-под завала и чудом уцелевшие дети в детском стульчике и в люльке.
«Городская стена Дельфта с мельницей по прозванию «Роза»
Дельфт был обнесен крепостной стеной, в которой было восемь ворот как для водного, так и для сухопутного транспорта. Художник изобразил вид стены поблизости от Гаагских ворот (видимо, они вели в Гаагу). Найти какие-нибудь следы происхождения имени мельницы («Роза») не удалось. Да и следов самой мельницы — тоже.
«Ботаники»
Сюжет картины: вокруг стола — четыре ученых мужа (слуга несет корзину зелени). Что их так возбудило? Похоже, что они обнаружили что-то доселе неизвестное в распространенном овоще: не то лишний отросток, не то новую окраску, не то новую форму. Они сверяются по старым книгам: можно ли считать обнаруженную разновидность чем-то новым, или это давно известно?
«Женщина за рукоделием»
Женщина за рукоделием, она вяжет чулок (а может быть, носок). Стопа уже вывязана, сейчас она вяжет верх. Кажется, она полностью поглощена работой. Но это не совсем так: у нее приподняты губы, ее тревожат не очень приятные мысли. Как будто она с кем-то спорит и что-то доказывает. Скорее всего, это внутренний диалог со свекровью, которая вечно чем-то недовольна.
«Караулка»
Какое-то нежилое помещение: ни окон, ни дверей. Может быть, комната в какой-нибудь крепостной башне. В углу — знамя, у оконного проема (а может быть — бойницы) стоит мушкет, посредине комнаты — барабан. Три человека играют в карты, четвертый заигрывает со служанкой, у которой в левой руке нечто вроде кувшина.
Кто эти военные? Совершенно ясно, что это — не солдаты с передовой. Перед нами знаменосец и барабанщик (по принадлежности знамени и барабана). Один из них — адъютант при знаменосце. Может быть, кто-то из них — трубач. Если бы художник изобразил трубу, это было бы несомненно.
Зачем эта компания собралась здесь? Надо полагать, что комната расположена в одной из башен замка или крепости. Её только что (несколько часов назад) заняли части, к которым относятся эти воины. Замок обитаем: на полу справа — тюки с соломой, у военных есть стулья (может быть, их принесла служанка). Команда знаменосца расположилась в ожидании приказа о наступлении, который должен поступить с минуты на минуту, во всяком случае, до наступления темноты.
Что их ждет? Может быть, они одолеют врага. Может быть, их заставят отступить. Может быть, они падут на поле боя через несколько часов или минут. А сейчас они пытаются получить от жизни все, что можно.
Естественно, что ученик усвоил манеру учителя. Пожалуй, самым ярким примером этому служит автопортрет.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...