Борис Рохленко Грандмастер

Гербранд ван ден Экхоут. Что он позаимствовал у Рембрандта?

Гербранд ван ден Экхоут (1621−1674) — голландский живописец. Родился в Амстердаме, в семье ювелира. Мать Гербрандта умерла, когда ему было десять лет. Судя по всему, Гербранд унаследовал от отца то, что называется «художественной натурой».

Гербранд Ван ден Экхоут, «Тайная вечеря» Источник: artchive.ru

Финансовое благополучие (отец нашел хорошую партию — женился на дочери одного из владельцев голландской Ост-Индской компании) позволило развить способности мальчика. В итоге его отдали в мастерскую Рембрандта — и Экхоут стал его любимым учеником. Гербранд был членом гильдии св. Луки в Амстердаме.

Экхоут был разносторонним художником и человеком: он писал религиозные сцены, казарменные картинки, портреты. И увлечения его не ограничивались живописью: писал стихи, гравировал, коллекционировал, был экспертом в искусстве.

«Дельфт после взрыва порохового склада»

Гербранд Ван ден Экхоут, «Дельфт после взрыва порохового склада», 1654 г.
Гербранд Ван ден Экхоут, «Дельфт после взрыва порохового склада», 1654 г.
Фото: Источник

12 октябри 1654 года в Дельфте взорвался пороховой склад. (В Дельфте находился один из центров управления Ост-Индской компанией, отсюда уходили в плавание ее суда — как торговые, так и военные, здесь эти суда получали и боеприпасы.) Весь город был в руинах, полыхали пожары. Погибли сотни, были ранены тысячи.

Вполне возможно, что рисунок появился почти немедленно после этого трагического события. Падающие остатки стены большого здания слева, руины на втором плане, поврежденное дерево справа, а на переднем плане — спасение из-под завала и чудом уцелевшие дети в детском стульчике и в люльке.

«Городская стена Дельфта с мельницей по прозванию «Роза»

Гербранд Ван ден Экхоут, «Городская стена Дельфта с мельницей по прозванию
Гербранд Ван ден Экхоут, «Городская стена Дельфта с мельницей по прозванию „Роза“»
Фото: Источник

Дельфт был обнесен крепостной стеной, в которой было восемь ворот как для водного, так и для сухопутного транспорта. Художник изобразил вид стены поблизости от Гаагских ворот (видимо, они вели в Гаагу). Найти какие-нибудь следы происхождения имени мельницы («Роза») не удалось. Да и следов самой мельницы — тоже.

«Ботаники»

Сюжет картины: вокруг стола — четыре ученых мужа (слуга несет корзину зелени). Что их так возбудило? Похоже, что они обнаружили что-то доселе неизвестное в распространенном овоще: не то лишний отросток, не то новую окраску, не то новую форму. Они сверяются по старым книгам: можно ли считать обнаруженную разновидность чем-то новым, или это давно известно?

Гербранд Ван ден Экхоут, «Ботаники»
Гербранд Ван ден Экхоут, «Ботаники»
Фото: Источник

«Женщина за рукоделием»

Женщина за рукоделием, она вяжет чулок (а может быть, носок). Стопа уже вывязана, сейчас она вяжет верх. Кажется, она полностью поглощена работой. Но это не совсем так: у нее приподняты губы, ее тревожат не очень приятные мысли. Как будто она с кем-то спорит и что-то доказывает. Скорее всего, это внутренний диалог со свекровью, которая вечно чем-то недовольна.

Гербранд Ван ден Экхоут, « Женщина за рукоделием», 1670 г.
Гербранд Ван ден Экхоут, «Женщина за рукоделием», 1670 г.
Фото: Источник

Гербранд Ван ден Экхоут, « Женщина за рукоделием», фрагмент, 1670 г.
Гербранд Ван ден Экхоут, «Женщина за рукоделием», фрагмент, 1670 г.
Фото: Источник

«Караулка»

Какое-то нежилое помещение: ни окон, ни дверей. Может быть, комната в какой-нибудь крепостной башне. В углу — знамя, у оконного проема (а может быть — бойницы) стоит мушкет, посредине комнаты — барабан. Три человека играют в карты, четвертый заигрывает со служанкой, у которой в левой руке нечто вроде кувшина.

Кто эти военные? Совершенно ясно, что это — не солдаты с передовой. Перед нами знаменосец и барабанщик (по принадлежности знамени и барабана). Один из них — адъютант при знаменосце. Может быть, кто-то из них — трубач. Если бы художник изобразил трубу, это было бы несомненно.

Зачем эта компания собралась здесь? Надо полагать, что комната расположена в одной из башен замка или крепости. Её только что (несколько часов назад) заняли части, к которым относятся эти воины. Замок обитаем: на полу справа — тюки с соломой, у военных есть стулья (может быть, их принесла служанка). Команда знаменосца расположилась в ожидании приказа о наступлении, который должен поступить с минуты на минуту, во всяком случае, до наступления темноты.

Что их ждет? Может быть, они одолеют врага. Может быть, их заставят отступить. Может быть, они падут на поле боя через несколько часов или минут. А сейчас они пытаются получить от жизни все, что можно.

Гербранд Ван ден Экхоут, «Караулка», 1654 г.
Гербранд Ван ден Экхоут, «Караулка», 1654 г.
Фото: Источник

Гербранд Ван ден Экхоут, «Караулка», фрагмент «Соблазнитель», 1654 г.
Гербранд Ван ден Экхоут, «Караулка», фрагмент «Соблазнитель», 1654 г.
Фото: Источник

Гербранд Ван ден Экхоут, «Караулка», фрагмент «Знамя», 1654 г.
Гербранд Ван ден Экхоут, «Караулка», фрагмент «Знамя», 1654 г.
Фото: Источник

Гербранд Ван ден Экхоут, «Караулка», фрагмент «Карты», 1654 г.
Гербранд Ван ден Экхоут, «Караулка», фрагмент «Карты», 1654 г.
Фото: Источник

Естественно, что ученик усвоил манеру учителя. Пожалуй, самым ярким примером этому служит автопортрет.

Гербранд Ван ден Экхоут, «Автопортрет в возрасте 26 лет», 1647 г.
Гербранд Ван ден Экхоут, «Автопортрет в возрасте 26 лет», 1647 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Рембрандт, «Офорт с автопортретом», 1639 г.
Рембрандт, «Офорт с автопортретом», 1639 г.
Фото: Источник

Обновлено 19.05.2018
Статья размещена на сайте 16.05.2018

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: