Область находится на северо-востоке Армении и граничит с одной стороны с Азербайджаном, а с другой — с Лорийским марзом.
Как обычно, сначала история. Образование Армянской республики в XX веке — процесс сложный и неоднозначный. Вопросы о границах формирующихся молодых советских республик в период после Октябрьской революции решались большевиками во многом исходя из текущего баланса сил и международной обстановки. Речь шла о выживании молодой Советской республики.
В результате исторические территории бывшей Западной Армении отошли к Турции. Оформление границ Армении с Грузией и Азербайджаном также вызывало множество трений и вызывает до сих пор. Если область Лори армянам удалось у Грузии отстоять, то такие исторические области Армении, как Утик и Арцах, оказались к этому времени заселены преимущественно азербайджанцами, и с ними всё было сложнее.
В отличие от грузин и армян, азербайджанская нация начала формироваться на территориях, прилегающих к Каспию только в
От полного растворения армян в этой стихии спасло только появление здесь русских войск. Российская империя, в армии которой служило много представителей дворянских армянских родов, появилась в Закавказье в XVIII веке. Конечно, не просто ради бескорыстной помощи армянам, но прежде всего реализуя свои геополитические интересы. Однако важно то, что в результате русско-турецких и русско-персидских войн здесь образовался зародыш новой Армении.
Возвращаясь к Азербайджану, надо сказать, что границы Советской Азербайджанской республики большевиками были установлены по факту проживания преимущественно азербайджанского населения. Это понятно и разумно. В результате бывший армянский Утик практически весь оказался на территории Азербайджана и только небольшая его часть составила современный марз Тавуш.
Но ещё раз отмечу, что в междуречье Куры и Аракса издревле жили армяне, и такие исторические области (княжества), как Утик, Арцах, Гардман-Парисос — это всё области бывшей Великой Армении.
Макараванк
Об этом монастыре известно очень мало, что объясняется, по-видимому, его периферийным местонахождением.
Он расположен на северо-востоке Армении, почти на границе с Азербайджаном, на лесистом склоне горы Пайтатап (Пайтап).
Самая древняя церковь его датируется VII веком, а основные сооружения относятся к
Некоторый свет на историю монастыря проливает древний армянский манускрипт «Айсмавурк», хранящийся в Матенадаране. Из него мы узнаём, что уже в 1167 году в Макараванке была многочисленная монашеская община.
У греков был «Синаксарий», а у армян — «Айсмавурк». Это названия хронологически упорядоченных сборников, описывающих церковные праздники и соответствующие им жития святых. «Айсмавурк» происходит от древнеармянских корней «айсм» (этот) и «авур» (день). Такое название связано с тем, что разделы для соответствующих календарных дней начинаются словами «Айсм авур…» (В этот день…)
Григорий Григорян в своей «Истории Сюника» приводит данные о том, что к строительству одной из церквей в Макараванке приложил руку, а точнее «предоставил золото», Липарит Орбелян, который имел обширные владения как в самом Сюнике, так и в Агстевском ущелье — области Каен. В первой половине XIII века в Макарванке были построены несколько церквей и гавит, поэтому трудно сказать, для какой из них предоставил своё золото Орбелян. Известно, что в строительстве монастыря и крепости Маканаберд (местоположение неизвестно) участвовали князья Закаряны и Арцруни. А гавит был построен на средства князя Ваче II Амбердци Вачутяна в 1215—1217 гг.
Как видно, монастырь был процветающим и известным и неплохо сохранился. Считается, самая старая церковь была построена в
А вот совсем небольшая восьмигранная церковь Сурб Аствацацин, что приютилась на самом обрыве, позади главной церкви комплекса, была построена в 1198 году настоятелем монастыря Ованнесом I в память о своих родителях и брате. Окна её богато украшены наличниками, а стены — барельефами. Наконец, главная церковь Макараванка была построена в 1205 году.
Расположенный на уступе горы монастырь ныне оказался заложником оползневых процессов. Кроме того темно-розовый андезит, из которого сложены основные постройки, оказался не самым лучшим выбором. Его слоистая структура не выдерживает натиска времени и сырого климата и начинает крошиться, что грозит уничтожить Макараванк.
Но место здесь просто замечательное, и я рекомендую провести здесь ночь, чтобы насладиться танцами летучих мышей. Никого не оставят равнодушными и голубые дали Азербайджана, и облака над озером, которые, ну если повезёт, можно увидеть на спуске в село Ачаджур.
Агарцин
В монастырь Агарцин, расположенный в долине реки Агстев, можно попасть двумя путями — из Дилижана или из Иджевана.
История его началась в X веке и как будто бы связана с родом Багратуни. Рядом с самой древней церковью монастыря — Сурб Григор (конец X века) — расположены усыпальницы царей Смбата и Гагика. Были такие цари в роду Багратидов и не по одному, но где они похоронены — никто не знает.
Расцвет монастыря пришёлся на конец XII — начало XIII веков. В это время у церкви Сурб Григор появился притвор, который к этому времени стал неотъемлемой частью всех крупных монастырей. По сути, это был княжеский некрополь. Выстроен он был на средства Мхаргрдзели-Закарянов, которые в то время были самыми властительными и, надо понимать, самыми богатыми князьями. На их средства вообще было возведено немало монастырских построек по всей Армении.
Уже к середине XIII века появилась небольшая церковь Сурб Степанос (1244 г.) и большая трапезная в 1248 году. Её конструктив — две пары перекрещивающихся арок, на которых держится обрезанный конус шатра с ердиком посередине, копирует своды гавита в Ахпате. И по такому же принципу был выстроен гавит монастыря в Гандзасаре. Это что касается истории. Но не менее интересна современность.
Современный Агарцин сильно отличается от Агарцина 10-летней давности. За последние 10 лет Агарцин преобразился. По некоторым источникам, всему виной — эмир одного из Объединённых Арабских Эмиратов шейх Султан бин Мохаммед аль Касими. Надо полагать, правоверный мусульманин. Но ведь мусульмане так же чтут Христа, как и христиане. К тому же, его очаровала армянская диаспора Шарджи, о которой он отзывался с большим пиететом:
«Армяне благочестивы, склонны повышать свою образованность, и привержены к наукам…».
Ну и в результате выделил один миллион и семьсот тысяч долларов на реставрацию Агарцина. Конечно, это не могло подорвать бюджет этой газо-нефтедобывающей страны, но факт сам по себе примечательный.
Так в Агарцине появилась прекрасная дорога и летняя резиденция католикоса, по территории и размерам не уступающая самому монастырю.
Ну и сооружения самого монастыря тоже причесали и обновили. В общем, получился стандартный вылизанный туристический объект. Часть монашеской братии, которая здесь служила, перебралась в результате в монастырь Гндеванк, в котором они могут молиться более уединенно, не для туристских масс. Как раз в Гндеванке мы с ними и познакомились.
Гошаванк
Если посмотреть даты возведения каменных храмов в монастырях Армении, уцелевших до нашего времени, то окажется, что очень многие из них, в том числе и Гошаванк, либо получили второе рождение, либо просто были выстроены в конце XII — начале XIII веков. Именно тогда Армения освободилась от власти турок-сельджуков. И важную роль здесь сыграли братья-князья Мхаргрдзели-Закаряны.
В 1972 году в Гошаванке был создан историко-архитектурный музей. Место симпатичное. В паре километров от монастыря есть красивое озеро с живописными окрестностями.
Киранц
В Армении довольно много заброшенных монастырей, расположенных в местах, куда не ступала нога цивилизованного человека. Киранц — один из них.
Самый информированный источник по монастырям Армении — Наталия Гукасян (работает в проекте building. am над созданием статей об армянских церквях и монастырях) — довольно скупо делится с читателем накопленными знаниями о монастыре Киранц. Пройдёмся по абзацам.
«Монастырь Киранц находится в Тавушской области РА, в 12 километрах к западу от села Киранц. Основанный в XIII веке монастырский комплекс включает в себя три церкви, два притвора, а также трапезную, жилые и хозяйственные помещения. До наших дней сохранились большие арочные ворота, открывающиеся на юго-запад».
Реально говорить только об одной церкви, да и та в очень плохом состоянии. Всё остальное вы просто не отыщете в буйных зарослях.
Загадочно звучит фраза:
«Большая часть построек выложена из кирпича и тесанного камня».
Ну понятно, что не из дерева, но непонятно — всё-таки из кирпича или из камня. На самом деле, церковь полностью построена из кирпича, а остальное — просто руины.
«Главная церковь монастыря была построена в XIII веке».
Скорее всего, так и есть.
«Венчает церковь восьмигранный барабан, украшенный глазурованными плитками в виде ромба и шестикрылой звезды».
Это — сущая правда.
«Трапезная монастыря Киранц является одним из ценных памятников армянской средневековой светской архитектуры».
Это, мягко говоря, преувеличение. Хотя в зарослях много развалин, куда страшно ступать, но ничего стоящего и доступного мы там не нашли.
«Интерьер главной церкви и трапезной монастыря Киранц был украшен фресками. На куполе изображена сцена „Вознесения“, в нижней части барабана — сцены из Ветхого Завета, а на парусах изображены 4 евангелиста».
Здесь ключевое слово «был».
«На стенах главной церкви сохранились остатки фресок с надписями на грузинском и греческом языках, что свидетельствует о принадлежности монастыря к армянской халкидонской ветви. Архитектура и внутреннее убранство монастыря Киранц гармонично сочетает в себе традиции как армянского, так и грузинского зодчества».
Насчёт остатков и надписей — верно. Ну, а насчёт «гармоничного сочетания» чего-то с чем-то — язык не поворачивается.
В общем и целом, пеший маршрут до монастыря Киранц не слишком сложен, но ввиду большой протяжённости (туда-обратно — это не менее 20 км, да плюс подъезды-отъезды) потребует у вас день жизни. И если бы не лесовозы, которые идут по узкой дороге с интервалом 15 минут, он был бы и приятен. Лесная тропа, рядом струится речка, птички поют, ну и так далее… Впрочем, лесовозы, груженые могучими бревнами, поверх которых отважно восседают лесорубы — зрелище впечатляющее. Жаль, что не осталось фотографий.
Ну что, Тавуш мы осмотрели. В следующей статье проедем по Лори. Там так много великолепных мест, что с трудом представляю, как я их смогу уместить в небольшое повествование.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...