Есть здесь и пастбища, и сельскохозяйственные угодья, реки и озёра. Лесов, правда, я не видел, да и горы весьма условные, не то что в Вайоцдзоре.
Вообще вся древняя Армения делилась на ашхары. Ашхар в переводе с армянского — земля, мир. И вот эти миры, которые населяли члены того или иного племени или союза племён — они, с точки зрения условий проживания, были очень разные. И остаются таковыми даже на территории маленькой современной Армении. Может, это и послужило причиной того, что из неё не сложилось нечто цельное. Ведь география, помимо языка, служит важнейшим фактором, способствующим сложению государства.
Кто-то скажет, почему же не сложилось, ведь вот же она существует. Да, но к южной оконечности страны с одной стороны прилепилась Нахичевань, которая представляет собой кусок Азербайджана, а с другой стороны — Карабах, который хотя и населён армянами, но существует как непризнанная республика. Тело Армении оказалось растерзанным, а когда-то она простиралась от Каспийского моря до Средиземного. И центром её был как раз район исторического Ширака, большая часть которого ныне в Турции.
Но даже и в современном марзе Ширак можно обнаружить замечательные памятники древней архитектуры, свидетельствующие о высоком уровне развития и богатства. Это и знаменитая Ереруйкская базилика, и монастырь Аричванк, и, конечно, Мармашен — резиденция князей Камсараканов.
Ереруйк
Ереруйкская базилика — это не просто «ещё один» чудом уцелевший памятник Древней Армении. По древности, по значимости и по сохранности — он второй после храма Солнца в Гарни. Но если последний был по кусочкам восстановлен, то эта базилика сохранилась «as is» со времён первых лет христианства в Армении. Даже если допустить, что она была отчасти модернизирована в VII веке, к чему склоняются исследователи, все согласны с тем, что изначально она была построена уже в V веке. Нужно вдуматься в эту цифру — ей полторы тысячи лет!
При взгляде на это сооружение возникает ассоциация, что это — наследие греко-римской культуры. И в формах, и в отделке чувствуется некая античность. Нет, понятно, что строили её местные кадры, уж чего-чего, а умения работать с камнем армянам не занимать. Но сама идея базилики, как вытянутого по одной оси крытого помещения, разделённого колоннами, идёт ещё из Древней Греции. Так что дух Рима и Греции витает среди этих развалин.
Чисто с архитектурной точки зрения — это трёхнефная базилика, о чём свидетельствуют пилястры на южной и северной стенах. Ни внутренние опоры, разделявшие нефы, ни крыша, которая по общему мнению была, несомненно, деревянной, не сохранились, зато прекрасно сохранилась конха над алтарной апсидой.
По сути — это половина купола, а значит построить для армянских зодчих купольную базилику уже в то время не составляло особого труда, просто раннехристианские традиции отправления литургии в то время ещё не требовали этого. А в общем, смотрите сами…
Арчиванк
Так случилось, что не успев прилететь в Армению, я сразу включился в обычный для меня ритм подобного рода путешествий: утренняя фотосессия — смена дислокации — вечерняя фотосессия. И так всё время с небольшими нюансами. Чего мне обычно не хватает? Ну, конечно, времени. Когда времени мало, необходимо всё чётко спланировать. Но, как ни планируй, действительность вносит свои коррективы.
В Аричванк, расположенный в селе Арич, что в 30 км от Гюмри и в 20 км от Арагаца, мы прибыли во второй половине дня, когда на безоблачном небе высоко стояло яркое солнце. Погода и время, прямо скажем, были не совсем подходящими для художественной фотосъёмки. Конечно, лучше снимать рано утром или ближе к вечеру. Но по плану у меня вечером Мармашен, и если не сейчас, то и вообще неизвестно, когда бы я сюда добрался.
История монастыря началась в далёком VII веке, когда эти земли принадлежали славному роду Камсараканов (Пахлавуни). Именно при них была построена церковь Сурб Григор, вокруг которой со временем и вырос монастырь. Произошло это уже в конце XII — начале XIII вв., когда Армения избавилась от очередной напасти, пришедшей теперь не с Запада, а с Востока.
Освобождение Армении от турок-сельджуков напрямую связано с фамилией Мхаргрдзели (Закарянов). Этот род в лице Саргиса и двух его сыновей Иванэ и Закарэ возвысился при дворе грузинской царицы Тамар. В это время часть Грузии и вся Армения находились под властью турок-сельджуков. И именно объединённые войска грузин и армян под руководством Мхаргрдзели (Закарянов) начали и закончили изгнание захватчиков со своей родной земли. Как говорится, победитель получает всё. Поэтому братья-князья Иванэ и Закарэ стали властителями почти всей Армении.
Их верные соратники и особо отличившиеся военоначальники стали новыми хозяевами страны, получив во владение территории, сообразно их заслугам. Освобождение страны ознаменовалось обширным церковным строительством. Чтобы понять подоплёку этого явления, нужно хорошо представлять себе обстановку на освобождённых территориях, а я могу только предположить, что это была реакция на эпоху правления мусульман-сельджукидов.
Так или иначе, но процесс этот затронул и Арич. Рядом со старинной Сурб Григор в 1201 году была выстроена церковь Сурб Аствацацин.
Мармашен
Надпись на южной стене сообщает, что мармашенская обитель (не церковь) была основана в 988 г. и закончена строительством в 1029 г. 41 год для одной церкви — срок слишком большой.
Поэтому, вероятно, сначала была построена хорошо сохранившаяся малая Северная церковь, о чём есть упоминания. Живописны развалины Южной церкви. А вот Большую церковь Вахрам Пахлавуни, возможно, строил примерно в одно время с амбердской и закончил в 1029 году.
Сравнение деталей убранства, формы и отделки куполов, у которых впервые как раз в Амберде и в Мармашене появляются зонтичные кровли, позволяет предположить, что обе они — дело рук одного мастера, придворного княжеского архитектора.
Судя по обломкам и надгробиям, к Большой церкви примыкал с запада гавит, и даже считается, что здесь и был похоронен погибший в 1045 г. в сражении близ Двина князь Ваграм Пахлавуни.
Во время сельджукских нашествий Мармашен значительно пострадал. Лишь в 1225 году князья Закаряны вернули монастырь княжескому дому Пахлавуни. Он был восстановлен стараниями внуков Ваграма Пахлавуни — архиепископа Григора и его брата князя Гариба. А ещё во время раскопок 1954−1956 гг. была обнаружена четвертая церковь — весьма необычная круглая, четырехапсидная купольная постройка с четырьмя приделами.
Гюмри
История Гюмри уходит корнями во времена киммерийских племён, которые населяли эти места в VIII веке до н.э. Отсюда выводят одно из его названий Кумайрис. Греческий полководец Ксенофонт, который прошёл здесь уже в начале IV века до н.э., называет его Гюмриас и характеризует как «большой, цветущий и многолюдный город». Ему можно верить, ибо именно здесь пролегал его путь во главе греческих наёмников, возвращающихся на родину в Грецию после неудачного похода на Вавилон.
Уже в Новое время Гюмри стал одним из первых городов, которые захватили русские войска в период русско-персидской войны 1804—1813 гг. А в 1837 году здесь даже побывал император Николай I и была заложена русская крепость, которая в честь супруги императора Александры Фёдоровны получила название Александрополь. Поскольку само поселение в то время было очень небольшим, то и оно стало именоваться так же. Расцвет его пришёлся на начало XX века, когда через него была проложена стратегическая железная дорога. С нескольких сотен человек в 1840 году население выросло до 30 тысяч.
После революции в 1924 году город был переименован в Ленинакан, а после провозглашения независимости Армении в 1991 году вернул себе старое название — Гюмри. Сами же армяне чаще называют его Ленинакан.
Ныне это второй по величине город Армении. Но достопримечательностей совсем немного и все они сосредоточены вокруг центральной площади.
Вот и все по Шираку. Следующей целью нашего путешествия будет Арагоцотн — прекрасный район Армении с крепостью Амберд, где снимался фильм «Сволочи», и рядом интересных монастырей.
А пока посмотрите фотографии в галерее.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...