Пошло это с подачи Ивана Грозного, что отражено в архивных документах. В исторических хрониках описывается, как он вместо себя шутливо временно посадил на свой царский трон крещеного татарского князя Симеона Бекбулатовича. Почти год царь потешался тем, что унижался перед ним, обращаясь к нему с челобитными как к государю всея Руси. Все придворные понимали, что этот злой и обидный маскарад царь затеял шутки ради, но перечить не решались, что Ивану Грозному давало повод шутить и над ними тоже.
Элементы жестокости и обид часто бывали и в шутках Петра I. Это побудило художника Василия Сурикова запечатлеть царя на картине, отражающей то, как вместо лошадей сани тянут медведи, вместо кучера — тоже сидит медведь. Все действие проходило зимой на улицах Москвы при участии самого Петра I, находившегося в подпитии и весело смотрящего на сбежавшийся народ. Веселью способствовал и клоун-трубадур в санях.
Кстати, мало кто знает, что культ шутов у российских царей существовал постоянно. Так царица Анна Иоанновна своим шутом сделала провинившегося князя Голицына. Тот обязан был ежедневно сидеть в ивовой корзине перед ее кабинетом. Вся вина князя заключалась в том, что он женился на итальянке, которая была католической веры. Церковь брак не признала, дала понять, что браки государевых людей без одобрения церкви подрывают авторитет царицы.
Разумеется, Анна Иоанновна не желала ссориться с церковью и решила исправить ситуацию с Голицыным. Как раз в ту пору придворная карлица Авдотья захотела выйти замуж. И что же сделала царица? Она выбрала в женихи ей князя Голицына. Шутка продолжалась. Для жениха и невесты на площади возле Зимнего дворца выстроили большой ледяной дворец, в котором все было изо льда не только снаружи, но и внутри. Молодоженов силой уложили в ледяную кровать и приставили стражу, чтобы не смогли сбежать в брачную ночь.
Не столь зло однажды пошутил на «семейную» тему царь Николай I, обладавший добрым чувством юмора. Получив жалобу на то, что один офицер выкрал девушку и женился на ней без согласия на этот брак со стороны ее родителей, царь разжаловал офицера в рядовые, признал брак недействительным, а в своем специальном указе помимо этого потребовал считать в обществе экс-жену разжалованного офицера девственницей. Лихо, не правда ли? Всего лишь росчерком царского пера женщина снова стала девицей.
Возвращаясь к царским лицам женского пола на российском троне, несколько слов о Екатерине II. Она тоже любила шутить. В том числе и над собой. Будучи по происхождению немкой, порой с юмором относилась к данному факту. Как-то ей стало плохо со здоровьем. Придворный доктор прописал пустить кровь, что и было сделано. На следующий день у царицы поинтересовались, как она себя чувствует. Та ответила, что намного лучше, чем вчера, поскольку лишилась последней немецкой крови.
Игорь Вадимов, = Нет безобразья в природе = написал классик. "Все мы немножко лошади,// каждый из нас по-своему лошадь" (ВМ). Так чего...