На первый взгляд может показаться, что разобраться в русской культовой архитектуре, оставившей за 10 веков существования сотни самых разнообразных церквей и монастырей, простому человеку невозможно.
Однако при внимательном рассмотрении оказывается, что первые шесть веков, то есть с X по XV век, оставили после себя не так уж и много каменных памятников. Лучше всего сохранились церковные постройки Пскова, Новгорода, Владимира и Москвы.
С XVI века начинается настоящий строительный бум, ибо в обиход вошёл кирпич, и здесь уже наблюдается огромное разнообразие и форм, и размеров, и стилей.
Чтобы не потеряться среди них, давайте разделим все интересующие объекты по принадлежности их к заказчику и назначению. Такое деление хотя условно, но понятно и логично.
Монастыри и соборы
За монастырскими и городскими архиерейскими соборами стояло высшее духовенство и высшая светская власть.
Поскольку назначение этих сооружений не изменилось, то и форма, и композиция, и даже декор, канонизированные 1000 лет назад, почти не менялись вплоть до нашего времени.
Посадские и купеческие церкви
Начиная с XVII века получили широкое распространение посадские церкви, архитектура которых чаще была типовой для данного региона, хотя порой и следовала за модой. Мода на архитектуру, спросите вы? Конечно, это было всегда.
Царь или князь пытался выделиться, а приближённые подражали, и не только в причёсках и одежде. Тон задавали Москва и Питер, а провинциальное зодчество что-то от них воспринимало, а что-то переиначивало на свой лад, приспосабливая к местным условиям и традициям.
Финансировали строительство посадских церквей всем приходом (церкви «уличанские», «кончанские», сельские). Но главную роль играло нарождавшееся купеческое сословие, ибо нувориши всегда склонны к желанию так или иначе выделиться и заявить о себе.
Усадебные церкви
Эпоха Петра I привнесла огромное разнообразие композиционных и декоративных решений, надёрганных из Европы, и породила усадебное строительство, за которым стояло новое дворянское сословие.
Самые разнообразные и замечательные церкви и усадебные ансамбли появились именно в XVIII веке. Если раньше на первом месте в усадьбе была церковь, то теперь рядом с ней, а то и вместо неё, появляется дворец. Дворцовая гражданская архитектура вытесняет культовую как в усадьбе, так и в городе.
Уже к концу XVIII века публика ударилась в античность, то бишь классицизм, где главной проблемой стал вопрос: «Сколько колонн на портике желаете, сэр?»
При этом творческое начало постепенно отходило на второй план, а на первый выходили чисто инженерные и экономические проблемы — как построить быстро и дёшево.
В конце XIX — начале XX вв. классицизм уступает место новой волне поисков «национальных корней». Далее революция и разрушение всего, что было построено до неё. Война объявлена не только дворцам, но и церквям.
После Великой Отечественной войны наступает отрезвление и начинается реставрация разрушенных церквей, но не как культовых сооружений, а в качестве музейных зданий.
Но на первом месте у архитекторов в это время — метро и сталинские высотки. Тоже своего рода храмы. И пирамидальная их композиция, и вертикализм питаются всё теми же идеями.
Эпоха Сталина заканчивается в 1953 году, оттепель, застой, перестройка, и всё заканчивается банальным переворотом 1991 года. Полная смена идеалов, деградация общества, хаос.
Опять начинается игра в Православие и массовое строительство самых разных культовых реплик, правда, уже по современным строительным технологиям.
Строительство храма в прежние времена — это всегда был шаг в неведомое, попытка создать что-то новое как с точки зрения конструктивной, так и с эстетической. Ныне это всего лишь «промышленное и гражданское строительство»…
Не всем православным храмам так повезло, как этим, сохранившимся. В поездках по стране встречались те, что уже в руинах, и те, что на грани разрушения. Некоторые из них пытаются восстанавливать, и процесс, хотя и медленно, годами, но движется.
Некоторым повезло меньше, и они печально доживают свою жизнь.
Но не будем о грустном. Посмотрите лучше еще фотографии красивых храмов России. Все ж памятная дата сегодня, День Крещения Руси. А храмы — культурное и архитектурное наследие этого события.
Только что прочитал - знаменитая деревянная Успенская церковь в Кондопоге сгорела дотла. Очень жаль, красивая была.
0 Ответить
Церковь Покрова на Лузе - а почему труднодоступный храм? Нет дорог или затопило?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Надя Гаева, дорог нет вообще. Мы добрались со второй попытки, по реке, на байдарке. Первая попытка пробраться лесной дорогой потерпела неудачу.
0 Ответить
Владимир Прокофьев, да, если по реке- то да, труднодоступный. Там нет деревень в округе? А раньше там люди жили, раз храм построили...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А что вы не напишите каким образом ваш Владимир насаждал православие на Руси? Напишите как он сжигал людей целыми поселениями, которые не принимали православие. Напишите как он детей насиловал в присутствии родителей. Считаю что эта дата, самая кровавая и чёрная в религиозной истории России.
0 Ответить
Константин Рута, хочу 2 момента отметить:
1. Я пишу и показываю не религиозную составляющую, а культурно-историческое наследие, архитектуру как живого свидетеля истории. К тому же они просто красивы.
2. Достоверных данных о том, как происходил сей процесс, нет. Можете дать ссылки на первоисточник? Мифы и легенды не считаются.
1 Ответить
Владимир Прокофьев, Фантези архитекторов бушуют, особенно на примере "Морского собора" в Кронштадте.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей Дмитриев, это неовизантийский стиль, собор построен в начале XX века, архитектор Василий Косяков. Очень интересный мастер. Он любил проектировать однокупольные храмы, с конструкцией сводов из перекрещивающихся арок - это позволяло избавиться от столпов в храмовом помещении. Кстати, храм в селе Кукобой - тоже его проект, и к строительству собора Петра и Павла в Петергофе (последнее фото в статье) он тоже причастен.
1 Ответить
Владимир Прокофьев, мне раньше нравились вот такие просторные храмы, а теперь я хожу в Софийский Собор 1045г. там громадные колонны, и вот мне теперь стало нравится, что много колонн..так уютно..
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Константин Рута, как сказал А. Карпов, "Вопрос, конечно, интересный". Это такая же "квадратура проблемы", как отделить мух от котлет или не замочиться в воде.
= Тут не убавить, не прибавить - так это было ...на земле.= (по С)
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо за такой насыщенный обзор. Я считаЙ, что все церкви и соборы с монастырями след реставрировать и принять на сохранение, как объекты древней культуры. Монастыри преобразовать в семейные коллективы образцового быта и поведения. Богослужения проводить не обязательно, исходя из наличия прихожан. Достаток и многолюдие окружающих деревень было бы лучшим фоном для древности. Оценка:5
ПС: А что сохранилось из ДОхристианской Руси?
Оценка статьи: 5
2 Ответить
Сергей Дмитриев, спасибо вам.
Все не отреставрируешь - таких церквей очень много (в каждом крупном селе церковь была), часто они в глубинке, до них и добраться-то непросто. А уж про то, как найти денег на реставрацию и говорить не приходится.
Про дохристианскую Русь вообще мало что известно, от объектов никаких и следов нет.
0 Ответить
Владимир, я верю и знаю, что можно отреставрировать все храмы России, ещё при нашей жизни!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Владимир Прокофьев, идея христианства превнесённая, как и коммунистическая. Помпезная роскошь храмов и одежд настоятелей призваны внушить религиозный трепет у прихожан, как перед некоей неведомой силой. "В этом разрезе" мне более симпратичны духоборы, которые обходятся без дорогих причиндалов веры, но в обиходе следуют заветам Христа и прослыли как трудоголики и порядочные семьянины.
...И о монастырях. Мне кажется, вернись Христос по второму пришествию, он упразднил бы и распустил монастыри, как инмструменты вопиющего насилия над природой человека.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей Дмитриев, да монастыри - инструменты вопиющего насилия над грехом человека
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Надя Гаева, ха-ха ! Вот так святое дело непорочного зачатия девы Марии объявляется грехом. Матёрые иезуиты нервно топчутся от зависти где-то в закутке алтаря.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Надя Гаева, странно, теперь моя фотография с руководителем фонда возрождения Троицкого храма в Язвищах будет к каждому моему комментарию лепиться?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей Дмитриев, я ж тут не про религиозную составляющую пишу - про культурно-историческую. Дискуссий про религию не хочу.
0 Ответить
Владимир Прокофьев, увы, избавиться от тени великолепия храмов невозможно.
Адепты коммунизма тоже поналомали достаточног дров; на растопки дискуссонов хватАт до сих пор. И всё-таки , к/идея более гуманна и в корне правильная. Она взошла не в оранжерейных устловиях и вполне имеет шанс утвердиться в сопоставимый с христианством срок существования. К тому же, многие склонны считать Христа первым коммунистом.
=Нам не дано предугадать, какими комментариями отзовётся статья наша.= (по С)
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей Дмитриев, зачем избавляться от тени великолепия храмов? Пусть себе стоят и радуют взор
0 Ответить
Владимир Прокофьев, "радость взора" хорошо оттеняют бесчисленные раздоры и распри промеж конфессиями, начиная с католиков-православных и кончая мелочёвкой сект. Как не порадоваться такому разноцветью заблуждений ?
Но храмы надо восстановливать и сохранять в назидание не возводить новых. АТО навострились начинать среди сельской неустроенности с возведения великолепия храмов. Вот неймётся второй раз заходить в одну и ту же воду реки.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей Дмитриев, я не лезу и не интересуюсь этими межконфессиональными спорами. Собственно и подавляющему большинству людей, которые каждый день видят красивые исторические постройки, до этих споров очень мало дела.
Мы в выходные ездили по области, забрались в глубинку - и вы знаете, для местных женщин храм - место встречи и общения с односельчанами, они приезжают из соседних деревень кто на велосипеде, кто на машине, встречаются, разговаривают после службы. Интересно было наблюдать.
0 Ответить
Владимир Прокофьев, я не верю ни в какую религию, ни под каким соусом. Все эти пасторальные картинки не могут скрыть "медицинских фактов" захолустья и вымирания деревень. ...Не говоря уже о легендарном пьянсве.
Оценка статьи: 5
0 Ответить