Во-первых, это развалины древнего Армавира — одной из 12 бывших столиц Армении (IV век до н.э.), а неподалёку была ещё одна, предыдущая столица — Ервандашат.
Во-вторых, под развалинами древнего Армавира нашли ещё более древние развалины урартского города Аргиштихинили (VIII век до н.э.). Это тот самый Аргишти который «Могучие дела здесь совершил…», как было написано клинописью на камне. Но Бог с ними, с древними развалинами, они интересны только двум археологам.
А еще развалины Звартноца — это уже VII век, почти современность. Правда, интереса особого они всё равно не вызывают. Разве что у двух историков архитектуры.
Так что же здесь тогда интересного? Дело в том, что здесь расположен Эчмиадзин, и потому этот самый маленький Армавирский марз приобретает о-о-очень большое значение для Армении.
Эчмиадзин
Эчмиадзин — центр армянской Вселенной, островки которой разбросаны по всему миру. Это не только символ Армянской Апостольской Церкви, коим он, конечно, является. Но он давно уже стал символом Армении и армянства.
А какой символ обойдётся без легенды? Ну, а легенда, как известно, это предание поэтическое и на истину в последней инстанции не претендует. Да и кто на неё претендует?
Итак, «в тридевятом царстве, в тридесятом государстве», а точнее, в Римской империи и её Вечном городе, христиане в первые три века нашей эры периодически подвергались гонениям со стороны императоров. Это продолжалось вплоть до 312 года, когда император Восточной Римской империи Константин в известном Миланском эдикте уравнял в правах христианство с другими культами.
Но Армения пошла дальше — она провозгласила христианство в качестве государственной религии. Событие это было связано с именами Святого Григория Лусаворича (Просветителя) и армянского царя Трдата III Великого.
Вкратце сюжет крещения Армении состоит в следующем.
В 300 году Рим начал очередное гонение на христиан. 33 каппадокийских христианки спасаются от преследований в Армении. В одну из этих беженок — красавицу Рипсиме — влюбляется царь Трдат. Получив отказ, он казнит их всех и заболевает тяжёлым недугом. Григорий Лусаворич, совершив обряд захоронения казненных, излечивает Трдата, крестит его и вместе они путешествуют по Армении, обращая в христианство своих подданных.
Однажды Святому Григорию Просветителю было видение: Христос в нимбе нисходит с небес и золотым молотом указывает место, где должна быть воздвигнута первая армянская церковь. Вот так и возник Эчмиадзин, что в переводе с армянского означает «Сошёл Единородный».
Первый вариант собора, построенный к середине IV века, представлял собой бескупольную базилику, типичную для первых христианских построек. К середине V века на месте старой базилики был построен центрический купольный квадрифолий, сохранившийся с перестройками вплоть до наших дней.
За прошедший с того времени период с храмом было всякое, вдаваться в подробную историю не буду. В 1627 году епископ Мовсес при поддержке католикоса Филиппоса занялся приведением Эчмиадзина в порядок.
Вот как повествует Аракел Даврижеци (перевод Армена Казаряна) о том, что было с храмом к тому времени:
«Ладана не курили, ибо не было ни ладана, ни кадильниц. А мощеный пол церкви весь был изрыт и превратился в гнездо гадин и пресмыкающихся; большие окна [храма] все были открыты настежь, решеток не было, и птицы, проникавшие внутрь, заполняли церковь пометом… Сооружения, возведенные вокруг церкви с давних времен, опять же разрушились и обвалились друг на друга, и столько накопилось земли и золы, что вокруг церкви со всех сторон поднялись [кучи] мусора и земли высотою в семь локтей, так что они совсем закрыли основание и ступени церкви, которые имеются с внешней стороны».
Обветшавший за тысячу долгих лет, Эчмиадзинский собор с тех пор принялись холить и лелеять. Прежде всего реконструировали барабан (надстроили) и купольное покрытие. Вместо приземистого зонтичного покрытия появился крутой и гладкий конус. Затем построили колокольню с ротондой, а в XVIII веке и с остальных трёх сторон Собора появились аналогичные шестиколонные ротонды.
Впечатляет византийской роскошью внутренняя роспись Собора, завершенная в XVIII веке. Но вот мотивы этого разнообразного растительного орнамента, выполненного в оранжево-красных и сине-лиловых тонах, скорее персидские. Этот «восточный флёр» благополучно соседствует с портретами святых и апостолов, сценами на темы Святого Писания.
Со временем многие из фресок были уничтожены, и в ХХ веке была осуществлена полная их реставрация. Был построен новый мраморный алтарь, укреплены колонны и арки, поддерживающие купол, а сам купол был облицован свинцом.
Нет предела совершенству, и каждый раз, попадая на территорию Эчмиадзина, я открываю для себя что-то новое. Но в итоге всё хорошее, в смысле архитектурных достижений, было создано в VII веке — и собор святой Рипсимэ (618 г.), и собор святой Гаянэ (630 г.)
Вместе с собором Эчмиадзина они знаменовали собой новый шаг в каменном зодчестве Армении — переход от базиликальных зданий к крестово-купольным. Дальше этого не ушли и поныне. Собственно, и идти-то некуда, ибо никакой новой парадигмы с тех пор предложено не было. Да и надо ли?
Рипсимэ и Гаянэ
Церковь Св. Рипсимэ стоит наособицу среди всех предыдущих попыток создать нечто отличное от предыдущих римских базилик.
Архитектор при возведении культовых сооружений вынужден совмещать несовместимое. С одной стороны, нужно уловить и воплотить главную претензию заказчика, с другой — обеспечить прочность конструкции. А ещё нужно вписать сооружение в пейзаж, соблюсти пропорции, удовлетворить собственное эстетическое чувство, и решить массу других, менее очевидных, но не менее значимых проблем. И всё это нужно сделать сразу и навсегда. Это нереально. Достигая успеха в одном, часто проигрывают в другом.
Например, в сурб Рипсимэ была решена проблема обеспечения целостности внутреннего пространства, но слишком широкий барабан сделал её несколько приземистой. И тем не менее она стала заметной вехой в развитии армянской архитектуры и послужила образцом для подражания на многие века вперёд.
Что касается тектоники, то есть проявлении вовне внутренней структуры, то это общее место для армянских храмов. Глядя на прямоугольный чехол, характерный для большинства армянских храмов, невозможно представить, что он скрывает. Одни лишь треугольные ниши в какой-то степени обозначают алтарную апсиду, но и то только для сведущего человека. Общий крестообразный план выражен вполне чётко, но все детали скрыты то ли двускатным покрытием рукавов креста, то ли островерхим конусом, надетым на барабан и скрывающим купол. Но это, в конце концов, компенсируется архитектоникой, то есть соотношением масс в общей композиции.
Ещё одним экспериментом стала церковь Гаянэ. Пристроенная в 1683 году галерея (портик, паперть) очень оживила изначально аскетичный образ многострадальной Гаянэ.
Но, в конечном счёте, ведь именно эти церкви VII века, построенные в Эчмиадзине, заложили основы классической армянской архитектуры.
Звартноц
Архитектурное наследие — развалины построенного в VII веке нашей эры храма Звартноц (в переводе с древнеармянского — «Храм бдящих ангелов») расположены неподалеку от Эчмиадзина и Еревана.
Если бы его не было, его стоило бы придумать. Столько гипотез про Звартноц было высказано на разных интернет-форумах! Специалисты по истории архитектуры обсудили каждый обломок, примеряя его то на второй ярус, то на третий.
Как говорится, Бог в помощь… Я решил не сгущать краски и не нагнетать мистику в обсуждение этого, несомненно, незаурядного, но уж слишком разрушенного шедевра. Просто посмотрите фотографии. Обнаруженные в начале XX века живописные развалины древнего храма хорошо смотрятся на фоне Арарата.
Вот и все по Армавирскому марзу. В нашем путешествии по Армении остался еще один не охваченный район — Котайк, и столица страны Ереван. В последней статье армянского цикла я расскажу про места, которые стоит там посетить.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...