Все не просто символично. Никаких иносказаний, никаких намеков! Патриарх и царь будто бы «в лоб» заявляют: «Иерусалим теперь здесь!» Точно так, как дважды заявляли их предшественники, древнерусские князья.
В 1016 году киевский Великий стол наследует Ярослав Хромой, более известный нам как «Мудрый». В его правление в столице строятся знаменитые Софийский собор, городские стены с грандиозными Золотыми Воротами.
Вроде бы главные городские ворота действительно были отделаны (как позже владимирские) позолоченной медью. Но поэтому ли они получили свое название? Или ворота украсили золотом, чтобы подчеркнуть: да, они действительно Золотые!
Софийский собор и Золотые Ворота построены в 1037 году. Построены в православной столице, теснейшим образом взаимодействующей с Константинополем, в котором есть Золотые Ворота и храм Святой Софии. Не бывает таких «случайностей»! Их и нет.
Первые Золотые Ворота, прообраз остальных, появились в Иерусалиме. Через них должен однажды войти Машиах. И через них уже вошёл, согласно Новому Завету, Христос. Именно поэтому, а вовсе не из нездоровой тяги к золоту, строятся Золотые Ворота в христианских столицах.
По той же причине появляется Собор святой Софии, премудрости Божьей. Это — «аналог» ветхозаветного Храма. И не «просто» в подражание Иерусалиму. Обретя эти сакральные сооружения, Константинополь сам уподобляется Иерусалиму — сакральному центру мира. Или иначе: Иерусалим «переносится» в столицу империи, поближе к императору.
Заметим, что поначалу в принявшем христианство Киеве строится отнюдь не Софийская, а Десятинная церковь. Киев «становится» новым Иерусалимом позже, в 1037—1040 годах. К тысячелетию смерти Христа. В преддверии Конца Света. Главные ворота Киева «Золотые» не из-за отделки, а в буквальном, сакральном смысле. Через них в город войдёт Мессия.
Эсхатологические ожидания для человека Средневековья чрезвычайно значимы. Забывая об этом и пытаясь мерить предков по себе, мы видим лишь подражание Константинополю и соперничество с ним. И за политическим значением упускаем более глубокий, эмоционально значимый смысл: подготовку к концу света!
С 1155 года от Киева обособляются Северо-Восточные, залесские, земли. И в новой столице, Владимире, вскоре строятся Храм Рождества Богородицы, Успенский собор, Золотые Ворота…
Это мощнейшая заявка на политическое первенство. Учтем и дороговизну такого (с привлечением иностранных мастеров!) строительства. И постройка сразу трёх каменных зданий — наглядная демонстрация экономической мощи.
Но! Андрей Боголюбский не копирует ни Киев, ни даже Константинополь. Например, во Владимире нет Софийского собора. Аналогом Храма здесь становится другой собор — Успенский. Тоже «женский», но принадлежащий к чисто владимирскому культу Богородицы.
Есть и ещё отличие. Золотые Ворота теперь не на юге (как в Киеве) или востоке (в Иерусалиме и Константинополе), а… на западе. Объяснение этому находится в библейской истории, оно же отражено в структуре всего храмового комплекса древнего Владимира.
Согласно Новому Завету, Иисус уже однажды вошел в Иерусалим через Восточные врата. После чего они
будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими.
Это учли при строительстве Владимирского храмового комплекса. Мессия уже приходил с Востока? И на востоке, в Боголюбове, располагается церковь Рождества Богородицы — своего рода «врата», некогда приведшие в мир Христа. Здесь действительно находились восточные ворота — Серебряные, символизирующие чистоту и непорочность.
На западе от Рождественского храма — Успенский собор, знак завершения земной жизни Богоматери. И ещё западнее — Золотые ворота с надвратной церковью Ризоположения. Весь комплекс символизирует земную жизнь Богородицы, ожидающей второго пришествия своего сына у западных ворот «Нового Иерусалима» — Владимира.
Больше того, и самому городу, и его первому князю Андрею Боголюбскому находятся параллели в ветхозаветной истории.
Как Иерусалим не принадлежит ни одному из колен Израилевых, так и Владимир — небольшой город на окраине Ростово-Суздальского княжества. Ветхозаветный Давид, перенося ковчег Завета в Иерусалим, делает его не только столицей, но религиозным центром. В 1155 году Андрей Боголюбский… переносит в захолустный Владимир реликвию — икону Богоматери, будущую Владимирскую.
А вскоре Владимир становится центром нового культа Пресвятой Богородицы. И столицей Руси Залесской.
А далее идут эсхатологические параллели.
Царь Соломон строит в библейском Иерусалиме Храм. «Новый Иерусалим» на Руси в разное время строят Ярослав Мудрый и Андрей Боголюбский. И обоих князей летописи уподобляют Соломону. Примечательно, что одно из имен Соломона — Иедидиа, «возлюбленный Богом». Или — «Боголюбский»…
Время правления Соломона — период процветания Израиля. А после него в стране начинаются волнения, распри и развал. Все это находит свои параллели и в русской истории. Больше того! И Ярослав I, и Андрей Боголюбский готовятся не просто к грядущим бедствиям, но к концу времен.
Строительство Владимирского храмового комплекса начинается в 1158 году, 6666 году от сотворения мира. Главный собор города, Успенский, освящают в 1161-м. Конец света; три с половиной года царства антихриста, преддверие Второго пришествия Христа. Земная столица готова к встрече Царя Небесного…
Но и в этот раз не сложилось. Что делать? Жить дальше!
И после 1165 года к Богородичному храмовому комплексу добавляется храм Покрова-на-Нерли. Вне города и Боголюбовского замка, на перекрестье речных путей с северо-запада и востока.
Не «презентация» ли это миро- и само-ощущения: «Мы под Божьим покровительством»? Теперь в новой форме — «Под Покровом Богородицы»?
Цитата:
"Новый Иерусалим повторяет типографию «старого».
Автор путает "тИпографию" и "тОпографию"...
1 Ответить