Носовые платки появились в Италии в период Ренессанса и получили широкую популярность среди зажиточного населения. Вскоре о них узнали и в других странах: во Франции, Германии, России и Испании, где стали применять в разных целях. Тогда платки шили из батиста разных размеров — от 18×18 см до 45×45 см.
В Средние века носовой платок считали символом романтической любви. Девушки, провожая своего любимого на турнир, привязывали на копье рыцаря носовой платок. Он был напоминанием о том, ради чего мужчина участвует в данном сражении: ради прославления красоты и чести своей возлюбленной.
В XVI−XVII веках в Европе платок считали декоративным дополнением к костюму. Этот аксессуар был предметом роскоши, но постепенно его стали использовать и по назначению: одним вытирали слезы, другим — носы.
Дамы использовали платок, чтобы привлечь внимание кавалера — во время приема постоянно держали платочек в руках. Такие платки украшались кружевом или вышивкой и пропитывались духами. Вышивку выполняли в виде полоски по краям платка серебряными и золотыми нитями, а иногда даже расшивали жемчугом. Контуры рисунка вышивали шелком темно-коричневого цвета, а сам рисунок — яркими нитками малинового и зеленого цвета.
В средневековой России носовые платки называли «утиральником» и «ширинкой». Второе название появилось потому, что для пошива использовали целый кусок ткани, отрезанной по ширине. Изготавливали «ширинку» из шелка и украшали вышивкой. Самые первые «ширинки» появились в XVIII веке. Простой народ не имел права пользоваться платком, поэтому вытирался длинным рукавом, подолом рубахи или сарафана.
Благодаря Петру Первому в начале XVIII века значительно изменился образ жизни народа, а с ним — внешний вид костюмов и правила этикета для дворянства. К носовому платку были введены определенные требования, сменилось его назначение. В те времена гардероб молодого дворянина должен был насчитывать не менее сотни носовых платков, на которых вышивали герб рода и инициалы владельца.
Придя к власти, большевики враждебно отнеслись к носовым платкам, а именно к тем, которые были украшены кружевами и вышивкой. Их хотели запретить, но заменить платок оказалось нечем. Большевикам пришлось вернуть народу право на пользование этим аксессуаром при условии, что он будет строгим, без «излишеств» в виде кружев, вышивки и всевозможных украшений.
ХХ век не принес изменения в оформлении носового платка, но на смену тканевым моделям в Европе появились одноразовые бумажные салфетки. Вначале бумажными платочками в гримерных Голливуда пользовались актеры для снятия грима. В настоящее время в нашей стране и за рубежом почти все пользуются бумажными платочками, которые на 100% состоят из целлюлозы — сырья для изготовления бумаги. Платочки, изготовленные из бумаги, ароматизируют различными запахами.
Однако маленький тканевый платочек, несмотря на свои преобразования на протяжении многих веков, остается традиционным элементом культурной традиции классического костюма и до сих пор украшает нагрудные карманы.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...