Удовольствие от подобных «шедевров» всегда несколько извращённое. Помню, как мы с другом любили периодически читать очень плохие стихи (не слабые, а именно очень плохие, где идиотия достигает особого накала и способна вызвать сильные эмоции). Но одно дело веселиться по поводу графоманов, которых никто не читает, и другое — слышать произведения, которые имеют массовый успех и многими воспринимаются без малейшей доли иронии. Подобные хиты — некий «маячок», который способен рассказать о духовном состоянии общества не хуже, чем истинные шедевры.
Разумеется, «сокровищница» современной отечественной музыки полна пошлых или дурацких песен. Да и почему только современной? Немало таких образцов можно найти в советской эстраде, дореволюционных романсах или народной музыке. Правда, время и ностальгия придают им более благородный вид, поэтому многих сильно раздражают мои высказывания о пошлости таких песен, как «Лебединая верность», «Когда цвели сады» или романса про «Напрасные слова — виньетку ложной сути». И уж совсем бесятся, когда я говорю, что слова Жданова о творчестве Ахматовой («взбесившаяся барынька, мечущаяся между будуаром и молельной»), невзирая на грубость и контекст сказанного, неплохо характеризуют значительную часть её раннего творчества (если вы его знаете, конечно).
Вообще-то, я не люблю в своих статьях высказывать слишком резкие суждения (в эпоху И-нета поливать всё и вся грязью ума и смелости много не надо). Однако в этом цикле статей я расслаблюсь и буду откровенно субъективен. Так или иначе, уровень пошлости любого произведения каждый человек определяет сам. Как говорил дворник Тихон, «кому и кобыла невеста».
Лично для меня понятие «пошлость» определялось целым набором эпитетов: «банальность», «избитость», «напыщенность», «низкопробность», «безвкусица»… И вот, в процессе написания этой статьи, я наткнулся на статью Натальи Наумовой, где было приведено ещё одно отличное определение пошлости — «низменное с претензией на возвышенное». Не стоит забывать и об осознанной ироничной пошлости, которая используется для пародий или стилизаций (при этом ирония может быть настолько тонкой, что её и не заметишь).
И ещё. Когда я поделился с друзьями идеей написать статью об очень плохих музыкальных хитах, то все тут же вспомнили о песнях ЛАСКОВОГО МАЯ и РУКИ ВВЕРХ. Конечно, в строчке «И целуй меня везде — Восемнадцать мне уже» присутствует, наверное, худшая рифма в истории русской песни. Но в остальном песенка РУКИ ВВЕРХ — обычная попса без особой изюминки. Про «Белые розы» и говорить не стоит — никакой выдающейся пошлятины в тексте песни нет. Самое смешное в ней — это жалостливое исполнение Юры Шатунова.
Короче, с выбором я решил не париться. Просто сел и сразу выписал на листок первые песни, что пришли на ум. Критерия было ровно два.
- Первый — это должны были быть хиты относительно недавнего времени, которые до сих пор на слуху.
- И второй — все они произвели на меня в своё время особо неизгладимое впечатление.
Те, кто с моими оценками не согласен, по крайней мере, получат компенсацию — узнают что-то новое об истории этих хитов. Итак…
Группа НЭНСИ — «Дым сигарет с ментолом» (1993)
Не знаю, курит ли кто-нибудь сейчас противные и вредные ментоловые сигареты, но в первой половине 1990-х они считались неким шиком, особенно у женщин. Помню, как мы в общаге пропитывали ментолом даже «Ватру» без фильтра — ради хохмы, конечно (это почти как пить дорогой коньяк из банного ковша).
Неудивительно, что сигареты с ментолом стали ещё одним символом эпохи «первоначального накопления» — наряду с рэкетом, красными пиджаками и кожаными куртками. Возможно, память о них уже бы канула в Лету, если б не разухабистый хит, записанный группой НЭНСИ.
Песня «Дым сигарет с ментолом» в мгновение ока превратила двух провинциальных парней из города Константиновка Донецкой области в «звёзд» всесоюзного (точнее, «всеэсэнгэшного») масштаба.
Если верить автору песни Анатолию Бондаренко, истоки «Дыма…» уходят в его пионерское прошлое, когда о ментоловых сигаретах ещё никто не слышал. Однажды, пребывая в пионерлагере Святогорска, 13-летний Толя познакомился с очаровательной американской девочкой по имени… конечно же, Нэнси, приехавшей в СССР в числе других бойскаутов по так называемому обмену. Мальчишка влюбился в американку до беспамятства и тогда же набросал первые строчки своего будущего хита. Чуть позже превратил их в песню для школьного ансамбля, но до окончательного варианта было ещё очень далеко.
Доработана песня была уже во времена группы НЭНСИ. Бондаренко добавил драматическое «оркестровое» вступление и сделал текст более взрослым. И слова, и музыка были пропитаны атмосферой пьяного кабака и эстетикой, характерной ранее для приблатнённых дворовых песен. Надрывный голос рассказывал историю несчастной любви в весьма характерных выражениях.
Что касается самой знаменитой, сразу въедающейся в мозг строчки, то она была придумана, чтобы добавить песне «брутальности». Кроме того, Бондаренко говорил, что ментоловые сигареты курят не постоянно, а пребывая в особом настроении.
Анатолий Бондаренко: Самое интересное, что эта фраза «Дым сигарет с ментолом» в песне звучит один раз в начале, но она настолько в голову входит, что людям кажется, будто она звучит постоянно. И когда на концертах мы задаем вопрос, сколько же раз фраза в песне повторяется, обычно говорят от 7 до 15.
Стоит заметить, что в ранних интервью Бондаренко рассказывал об истории «Дыма…» значительно короче и проще.
Анатолий Бондаренко:
Как-то проснувшись после бурной ночи, я нашел лишь одну сигарету — с ментолом. Я закурил, а перед глазами возникла девушка, которую я любил уже много лет. Где она и с кем, я не знал. Взяв в руки гитару, я мысленно представлял ее, разговаривал с ней, перебирал струны.
Дым сигарет с ментолом,
Пьяный угар качает.
В глаза ты смотришь другому,
Который тебя ласкает.А я нашёл другую,
Хоть не люблю, но целую.
А когда я её обнимаю,
Всё равно о тебе вспоминаю.Губы твои, как маки.
Платье по моде носишь.
Себя ты ему раздаришь,
Меня же и знать не хочешь…
Так как подобные эмоции нередко накатывают на выпившего мужика, не отягощённого литературным вкусом, песня просто обязана была стать популярной.
В 1992 году в Драмтеатре Донецка «Дым…», наконец-то, был записан. А в 1993-м вошёл в одноименный дебютный альбом НЭНСИ. Музыканты отвезли его в Москву на студию «Союз» — главную разносчицу всей постсоветской попсы. Кассеты разлетелись по СНГ, и «ментоловые» страдания полились из каждого утюга.
Анатолий Бондаренко:
«Мы проснулись популярными, но до знаменитости еще было далеко. У нас получилось так, что сначала нас слушали, но не знали, кто мы».
В лицо своих героев массы узнали лишь в 1995 году, когда на «Дым сигарет с ментолом», наконец-то, был снят видеоклип. Тогда же песня была перезаписана и вошла в сборник под хитрым названием «Новые и лучшие песни». И уже в 1996-м программа «Музобоз» называет НЭНСИ «лучшей группой года».
Группа до сих пор гастролирует по городам и весям, а поклонники нередко задаривают музыкантов пачками ментоловых сигарет. Которые Бондаренко на самом деле терпеть не может…
Из интервью с Анатолием Бондаренко:
— Вам удалось понять, в чём секрет успеха этого хита?
— Сложно понять… Возможно, время было сложное. Возможно, простой понятный текст, смысл. Третье — это яркая мелодическая и тональная окраска. Четвёртое — это красивые вступление, проигрыш и концовка песни, где можно хоралом подпеть… Модуляции постоянные…
Смею утверждать, что песня "Дым сигарет с ментолом" имелась у нас дома в сборнике аутентичных блатных песен лет эдак за десяток до её триумфального появления во всех утюгах страны. Исполнителя не помню, тонкостей аранжировки тоже, помню, что вместо: "платья по моде" было более фривольное: "юбку с разрезом носишь"
0 Ответить
Сергей Башкатов,
Информация конечно интересная, но если бы найти первоисточник...
Только сомневаюсь, что в 1980-х пели о ментоловых сигаретах.
0 Ответить
«кому и кобыла — невеста» сказал не гробовых дел мастер Безенчук, а совсем наоборот дворник Тихон. И тире там нет и быть не должно.
0 Ответить
Игорь Макаров, спасибо, исправила в тексте.
0 Ответить
Игорь Макаров,
Спасибо за правку!
0 Ответить
Хорошие, широкие мысли. Мне искренне понра.
Без пошлого "Как это было здорово, как мы это любили!"
"Пошлость", в данном контексте, однозначно следует воспринимать ширШе, без привычной эмоциональной нагрузки. Пошлый - не значит просто плохой. А, скорее, банально-приземленный, вульгарный (без эмоционального "фу" - а лишь как "общенародный, доступный"), слезливый, незамысловатый.
Пошлое - значит попадающее в сердца рабочего плсебса (и детей с женщинами), которому некогда задумываться над высокими, тонкими движениями души и тела.
А нравилась нам эта песня, потому что и мы сами были пошлыми. Наивными.
ПС Кстати, 90% зарубежной посы - та же пошлость. Просто мы иностранное, малопонятное любим. Даже когда поют чушь собачью.
0 Ответить
Игорь Ткачев,
Да, Вы правы. Стоит только добавить, что восприятие пошлости - понятие относительное. Ангина - это плохо, но воспаление лёгких - ещё хуже.
К тому же есть произведения, вроде бы, примитивные, но искренние. А есть мастерские, но совершенно фальшивые - которые вообще не трогают.
Вообще, я очень долго думал, как озаглавить свой цикл, но выходило очень длинно, поэтому вспомнил дебильный фильм "50 оттенков серого" и остановился на "пошлости".
Насчёт западных хитов у меня никогда не было иллюзий - с тех пор, как в детстве впервые прочитал переводы песен БИТЛЗ и ДИП ПЁРПЛ.
0 Ответить
Сергей Курий, на фоне школажизненной пошлости, как в узком, так и широком, смыслах - когда да ни о чем, да и очень банально и стереотипично, Ваша статья цепляет своей беловОроновой не-пошлостью. А это здесь редкость. Я Вас искренне поздравляю с МЫСЛЯМИ.
Кстати, есть еще больше мастерски скроенных и подшитых, но совсем неискренних, фальшивых произведений, которые именно цепляют незамысловатых. И немалое количество произведений пошло-искренних и честных, на которых все собаки висят.
0 Ответить
Кому и кобыла невеста - сказал не гробовщик Безенчук, а дворник Остапу Бендеру возле дома престарелых. остап спросил дворника: "А что, отец, невесты в городе есть?" На что дворник и ответил "Кому и кобыла невеста!"
Мелочь. а немного неприятно
0 Ответить
Ирина Гладких,
Подзабыл уже. Спасибо за замечание!
0 Ответить
Браво!
Я в свое время думала, что это я такая идиотка, что слышу в этой песне один пьяный бред.
Еще этой же группы: "не спеша ты с кавалером быстро встала и ушла"... Тут, помимо вопроса, заданного Филиппом Филипповичем "простите, кто на ком стоял?", возникает один логический: так не спеша или быстро? А вообще, у этих групп все прекрасно!
А про романсы - вспомнила рассказы Тэффи "Они поют..." и "Прачечная":
Мамашенька руга-а-ла-а-а!
Чи-иво я так грустна-а-а!
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Мариула Рамачандран,
Спасибо за отзыв!
Еще этой же группы: "не спеша ты с кавалером быстро встала и ушла"...
А, может, это она с кавалером что-то делала "не спеша", а потом - быстро встала и ушла.
Кстати, я по-моему, эту строчку уже стебал в своей старой серии статей про попсу.
Я в свое время думала, что это я такая идиотка, что слышу в этой песне один пьяный бред
Когда эта песня вышла, мне было 22 года и ни один из моих близких друзей не мог воспринимать её всерьёз.
0 Ответить
Сергей Курий, а мне было 15 и прямо в точку попала. Хит школьных дискотек))
0 Ответить
Олеся Тимофеева,
Да-а, прекрасно, что на школьных дискотеках звучит песня со словами: "Пьяный угар качает".
1 Ответить
Сергей Курий, ой, что только не звучало на наших дискотеках в середине 90-х. Такое время было, что рекламные ролики водки и сигарет - лучшие из всех рекламных, такая свобода в одежде, что учителя не знали, как себя вести. Порой посмотришь фото тех лет, так в каком виде мы в школу ходили
0 Ответить