Как известно, в основе мифов лежит извечный вопрос, терзающий людские умы: кто и как сотворил мир, в котором мы живём. Природные условия, в которых проживал тот или иной народ, наложили определённые отпечатки на представления человека о мироустройстве.
Древние скандинавы, проживавшие в суровых северных условиях, верили, что первое живое существо появилось из искр огня и льда. Им был великан Имир.
Кажется, что может произойти, когда лёд атакуют искры огня — вода и ничего более. Но фантазия древних увидела в этом смешении появление первого живого существа. Другими словами, тепло огня зародило во льдах жизнь.
Из тела великана появились первые три бога: Один, Вили и Ве. И далее боги убивают великана, породившего их. Очень похоже на действия людей в определённых ситуациях — цель оправдывает средства. Из мяса великана боги создали сушу (землю), из крови — воду, из костей — горы, из волос — лес, из мозга — облака, из черепа — небо. Жутковато звучит. Но это закон жизни: одно умирает, превращается в прах, тем самым давая жизнь другому.
Сотворив людей, они поселили их на земле, получившей название Мидгард, что в переводе с древне-скандинавского означает «срединная земля».
Высоко в небе, так высоко, куда не достигал взор ни одного человека, боги создали для себя из шейных позвонков Имира город Асгард, жители которого стали называться асами.
В Ётунхейме, заморской стране, недосягаемой для простого смертного, жили великаны ётуны. Боги опекали людей и защищали их от великанов. Из век и ресниц Имира они построили вокруг Мидгарда высоченную стену, чтобы ётуны не могли проникать в мир людей. Воинственные великаны рвались не только к людям, но и к богам, поэтому асы вынуждены были и сами защищаться от них.
Для себя боги построили радужный мост Биврёст, в другом чтении Бифрост, (с древне-исландского — трясущаяся дорога), по которому они попадали в Мидгард. Красная полоса радуги служила дорогой, но это была огненная река, через которую могли проходить лишь боги.
Позднее появляется, как и в мифологиях других народов, подземный мир, мир мёртвых, названный царством Хель. Главой этого царства стала богиня Хель.
Так образуется основная арена действий германо-скандинавских мифов: мир богов Асгард, мир людей Мидгард и мир мёртвых Хель.
Вернёмся в Асгард. В середине города растёт огромный ясень Игдразиль, его ветви раскинулись над всем миром, а мощные корни лежат в трёх странах: Мидгарде, Ётунхельме и Нифльхейме (Нифльхейм — один из девяти миров Вселенной, мир льдов и туманов, где обитают ледяные великаны). Из-под корней ясеня бьют чудодейственные источники.
Нельзя обойти вниманием прозрачный и чистый источник Урд, бьющий в Мидгарде. Вечерами над ним поднимается густой туман, выпадающий на цветы медовой росой. Эту росу собирают пчёлы и делают мёд.
У источника стоит дворец, в котором живут вещие норны, определяющие судьбы людей. Одну из них зовут Урд (что означает прошлое или судьба), другую — Вернанди (настоящее, или становление), третью — Скульд (будущее, или долг).
На вершине ясена, называемой Лерад, сидит громадный орёл. По ветвям дерева прыгает шаловливая белка ротатеск. Возле Лерада стоит трон, на котором восседает старший из богов — мудрый Один. Со своего трона он наблюдает за всем, что происходит в Мидгарде, Асгарде и Ётунхейме.
На плечах Одина сидят два ворона, у ног лежат два волка. Вороны каждый день облетают землю, а волки каждую ночь обегают её. Потом они рассказывают старшему богу о том, как живут люди.
Интересен дворец Одина. В нём пятьсот сорок залов, в них живут храбрые воины, павшие на земле в боях с врагом. Тела этих воинов доставляют во дворец живущие в Асгарде девы-воительницы. Невидимыми они принимают участие во всех боях, происходящих в Мидгарде, помогая победить тем, кому боги даровали победу.
Кроме Одина в Асгарде живут ещё двенадцать богов.
Первым из них считается старший сын Одина, рыжебородый богатырь, бог грома Тор. Это самый сильный во всём мире бог, он покровительствует крестьянам и защищает их от великанов.
Другие боги, проживающие в Асгарде: красивый и чистый душой Бальдр — бог весны, бог войны Тир, страж моста Хеймдалль (про него говорят, что он слышит, как трава и шерсть на овцах растёт), Браги — бог поэтов, бог Год, бог Видар (Молчаливый ас, он могуч, как и бог грома), бог Вали лучше всех владеет оружием, бог Улль — отличный стрелок, и быстрее всех ходит на лыжах, бог Нйодр покровительствует мореплавателям, Фрейр — бог лета, посылает людям богатые урожаи, покровительствует миру, и бог огня Локи.
Локи происходит из рода великанов, но за его необыкновенный ум и хитрость ему разрешено жить в Асгарде, он много раз выручал асов из опасности. Локи — непредсказуем, от него можно ожидать как плохого, так и хорошего, поэтому на него нельзя полагаться.
Женское население Асгарда составляют богини, главная из которых — Фригг, жена Одина. Она умна, как и её муж, так же как он, любит, переодевшись в простые одежды, спускаться на землю и бродить там, помогая несчастным.
Первая после Фригг — Фрейя, богиня любви, она самая красивая и нежная из всех богинь мира. Есть у неё волшебное соколиное оперение, она часто надевает его и парит над облаками. Плачет Фрейя золотыми слезами.
У Идун, богини вечной молодости, есть волшебная корзина с яблоками вечной молодости, которые никогда не заканчиваются. Этими яблоками она потчует асов.
Эйр — покровительствует врачевателям, она может излечить все болезни и любые раны.
Йорд — богиня земли, а жена её сына Тора — Сиф, богиня плодородия.
Вар, богиня истины, записывает клятвы, данные людьми.
Богиня Лефи освящает браки в людском мире, богиня Син защищает жилища от воров, а богиня Сйофн способствует миру и дружбе между людьми.
Четыре богини — Фулла, Сага, Глин, Гна — находятся в услужении главной богини.
После знакомства с обитателями Асгарда появилось приятное чувство защищённости — деяния всех германо-скандинавских богов направлены на защиту людей, на обеспечение мира и добропорядочных отношений между ними.
И подумалось, что люди, увидевшие в своём воображении таких богов, миролюбивы и добры, ценят дружбу, уважают сильных духом, даже если природа обделила их физическим здоровьем и внешней красотой.
Про силу духа и Железный лес, в котором живут существа, признающие силу духа в ком бы ни было, поговорим в следующей статье.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...