Подобный приём был очень распространён в советских фильмах — например, чтобы выявить «мещанскую» сущность персонажей. Достаточно вспомнить замечательный тандем композитора Александра Зацепина и поэта Леонида Дербенёва, писавший уморительные стилизации для комедий Гайдая: «Где среди пампасов бегают бизоны…» (из к-ф «12 стульев»), «Помоги мне» (из к-ф «Бриллиантовая рука») или «Чёрные подковы» (из к-ф «Не может быть!»).
Забавно, что многие из этих песен быстро становились музыкальными хитами. Причём среди слушателей обязательно находились те, которые не замечали иронию авторов и принимали всё за чистую монету. Например, те же «Чёрные подковы» вне контекста фильма вполне можно было принять за настоящий цыганский романс.
Ночью вдруг из рук,
Выпала гитара,
Ветер дунул вдруг,
И любви не стало,
Только тьма в кустах,
Мерзнет одиноко,
Как душа пуста,
Зимняя дорога…
Да, авторская ирония может быть очень завуалированной.
Во времена студенческой юности мы очень любили поиздеваться над всяческими жанрами и клише (от рока и рэпа до попсы и блатняка), сочиняя издевательские циничные пародии. То перепевали «Я тебя никогда не забуду» на мотив «Синей птицы» МАШИНЫ ВРЕМЕНИ. То превращали «Я хочу быть с тобой» в рэп-речёвку типа Эм-Си Хаммер. То доводили до абсурда блатную песенку «Голуби летят над нашей зоной». То стебали поэтический стиль Цоя:
У меня на груди — звезда,
Потому что я герой соцтруда.
А почему я герой соцтруда?
Потому что у меня звезда…
(на мотив «Звезды по имени Солнце»)
Тогда же у меня появилась идея записать попсовый альбом, где ирония была бы полностью незаметной. Потом дождаться, когда окружающим песни понравятся, и злорадно объявить, что это лишь имитация, написанная на раз-два в туалете с помощью левой ноги.
Свою подлую затею я так и не осуществил. Из нескольких опусов в памяти сохранилась лишь одна песенка, сочинённая в рамках некоего эксперимента: я должен был за 5 минут сочинить текст, а мой друг — музыку. В итоге вышло некое подобие попсы начала 90-х:
Неподаренные розы
Я сжимаю в руках.
Неподаренные розы
Искололи пальцы в кровь.
Неподаренные розы —
Словно знак
Того-о, что ухо-о-одит любо-о-овь.
Кто бы мог подумать, что спустя 17 лет я сам куплюсь на подобный «развод»…
Произошло это так. Жена смотрела по телевизору нашумевший фильм Бориса Хлебникова «Аритмия», а я (не большой любитель современного российского кино) сидел в углу, уткнувшись в ноутбук. И тут краем уха услышал, как героиня фильма сказала, что сейчас включит «песню пубертатного периода». После чего с экранов полились ностальгические мотивы времён поздней перестройки, а жалостливый голос пел:
Тихо лужи покрывает лёд, помнишь мы с тобою
Целовались ночи напролёт под шум прибоя.
Это лето не вернуть уже, я знаю,
Но когда печаль в моей душе, я вспоминаю…
Яхта, парус, в этом мире только мы одни.
Ялта, август и мы с тобою влюблены…
Я оторвался от ноутбука и удивлённо воскликнул: «Что это? Почему не знаю? У меня же вся юность пришлась на перестройку и начало 1990-х!» Ринувшись в Интернет, я облегчённо вздохнул. Песня оказалась: а) совсем не такой старой; и б) представляла собой тонкий авторский стёб. Тем не менее чувство меломанского стыда всё-таки осталось, ведь хит «Наше лето» к моменту выхода «Аритмии» имел шестилетнюю историю.
Она началась в 2008 году, когда на YouTube стали появляться ролики от некоего странного провинциального паренька по имени Валентин Стрыкало. Ролики представляли собой обращения к поп-звёздам — Вячеславу Малежику, Диме Билану — с просьбой помочь юному таланту и сопровождались песенками вроде «Мент поганый» или «Мама, я гей».
Песни изрядно веселили интернет-аудиторию, и видео быстро стали «вирусными». Разумеется, это был искусный «троллинг». Под маской Стрыкало скрывался остроумный киевский юноша Юрий Каплан.
Юрий Каплан:
«Популярность была для меня неожиданностью. Я хотел стать известным музыкантом, но я никогда бы не подумал, что меня прославит образ Валентина Стрыкало».
На волне успеха Каплан начинает выступать сольно, а в 2010 году формирует свою группу под тем же раскрученным брендом. В 2012 году группа ВАЛЕНТИН СТРЫКАЛО записала свой первый альбом «Смирись и расслабься», который, по моему мнению, до сих пор остаётся лучшим в её творчестве.
Самой сильной стороной Каплана была именно сатира. Иногда это выглядело как откровенный стёб («45 лет», «Кайен»), а иногда — как пародия на поп-музыку («Рустем», «Гори»). Причём пародии даже чисто мелодически звучали лучше многих современных эстрадных хитов.
Самой «завуалированной» пародией оказалась именно песня «Наше лето». Пишут, что Каплан сочинил её ещё со своей старой группой ВОДИЧКА ПУЗЫРЬКИ.
Юрий Каплан:
«…на одной из вечеринок мы с ребятами веселились и придумали такую песню за 10 минут. Потом мы просто решили, что это одна из тех песен, которая может прозвучать по радио и которая может ротироваться. Потому что там нет электрогитар, там есть клавиши, нет мата и грубых слов».
Тогда Юрию казалось, что они написали «адовый трешак в стиле ЛАСКОВОГО МАЯ», поэтому и клип решили снять соответствующий. Режиссёром выступил сам автор. По его словам, он хотел, чтобы они выглядели, как советские «задроты и ботаники, но получились больше похожими на маньяков из 80-х».
Юрий Каплан:
«Мы купили усы, очки. Пришли на локацию — там советская квартира. Тогда мы добрали еще всяких предметов интерьера — пластинок, плакатов, допотопный сервиз в горошек, совковый телефон, проигрыватель, — расставили и начали снимать. Концепта закосить под 80-е не было, просто хотелось снять клип, который бы смотрелся смешно. Но когда он вышел, оказалось, что у многих людей песня вызывает ностальгию.
И, черт, это же неплохо! Несмотря на то что мы вкладывали в нее изначально, оказалось, что ее можно воспринимать и по-другому. Даже мое отношение к этой песне изменилось. В моих глазах это уже не трешак, а стилизация под 80-е, которая получилась такой помимо нашей воли».
Клип был снят ещё в 2011 году, но прошёл тогда мимо моего внимания (как и всё творчество ВАЛЕНТИНА СТРЫКАЛО). Тем не менее все 2010-е группа успешно гастролировала как по Украине, так и по России. А количеству каверов на их песни могут позавидовать даже именитые исполнители.
Юрий Каплан:
«Для меня идеальная песня группы ВАЛЕНТИН СТРЫКАЛО — это ироничный трек, где не все могут прочитать эту иронию. Возьмем, к примеру, песню „Наше лето“. Многими людьми она воспринимается как хорошая лирическая композиция. Мы выступали на телевидении, и одна женщина даже пустила слезу. Потому что она показалась ей действительно милой. Другим эта песня может показаться просто смешным веселым стёбом. Она одновременно и смешная, и в то же время трогательная и наивная. Вот это мне нравится. По-моему, это идеальный коктейль. Это то, что я хотел бы делать. Это никого не отпугнёт».
С выходом «Аритмии» песня про Ялту и август пережила своё второе рождение. Особенно, если учесть, что звучала она там два раза — в сцене вечеринки и в финале.
Борис Хлебников:
«Песня была с самого начала прописана Наташей Мещаниновой в сцене вечеринки. И когда мы эту сцену сняли, я ехал домой со смены и вдруг четко понял, что если ее поставить в фильме во второй раз, на титры, то она решит две проблемы. Во-первых, собьет пафос последнего кадра с дорожной пробкой, через которую едет „скорая“. А во-вторых, закончит все кино отношениями главных героев, а не медициной. Именно потому, что это музыка с вечеринки, где они друг на друга так смотрели. Песню мы поставили. Песня заработала».
В завершение я хотел бы привести ссылки на другие композиции Юрия Каплана. Хотя в последние годы он ударился в лирику, смешные песни мне нравятся у него гораздо больше.
Ну а где же Кай Метов? Как сейчас помню:
"Я научу тебя летать
От гардероба (кажется) до камина.
Ты долетишь и будешь знать -
Любимый в доме есть мужчина..."
Ну чем не "шедевр", а?
0 Ответить
Ирина Никишина,
Да про Кая Метова забыл!
Но тут если начать подобное вспоминать, сайта не хватит.
0 Ответить
Как Вы могли забыть про "Ласковый май", непонятно.
0 Ответить
Игорь Ткачев,
Недостоин! Просто, как по мне, песни ЛАСКОВОГО МАЯ не смешные, а унылые. Их только сиротское исполнение Юры Шатунова украшало.
0 Ответить