«Extreme Ways» (2002)
Одним из таких музыкальных хитов, без сомнения, является песня «Экстремальные способы» из альбома «18». Смысл её весьма «тёмен» и противоречив.
Автор перевода — Firs:
Я снова дошел до крайностей,
Отдаленных мест, о которых я не знал.
Я вновь перечеркнул все новое,
Все, чем я обладал.
Я выбросил все в окно, продолжил путь,
Отстранившись от знакомых мне крайностей.
Цвета моего моря
Идеально подходят мне.Крайности мне помогают,
Помогают преодолеть ночь
Я покинул отдаленные места,
Но так и не увидел света.Грязные подвалы, противный шум,
Повсюду жуткие места,
Одинокий, полный крайностей, мир.
Нравится ли тебе он таким?..
Как известно, Моби ведёт аскетичный и уединённый образ жизни, но крайности ему тоже были не чужды. По словам музыканта, с 1987 по 1995 год он жил «очень чистой жизнью — не пил, не принимал наркотики, и по большей части был безбрачным». Однако во второй половине 1990-х решил в виде эксперимента удариться во все тяжкие, чтобы спустя время снова вернуться к привычному аскетизму. Не об этом ли поёт он в «Extreme Ways»?
Что касается аранжировки песни, то она содержит, как минимум, два чужих сэмпла. Во-первых, партию барабанов, позаимствованную из хита Мелвилла Блисса «Synthetic Substitution» 1973 года. Во-вторых, скрипичное вступление, взятое из композиции «Everybody's Talkin'» в исполнении оркестра Хьюго Винтерхалтера (см. пластинку 1970 года). Но если у Винтерхалтера пронзительные скрипки звучат лишь в начале, то у Моби они превращаются в повторяющуюся «петлю» и становятся похожи на тревожный вой сирен.
В 2002 году «Extreme Ways» была издана синглом и попала в ТОП-40 Великобритании. На песню был снят клип, где «клоны» Моби играли на разных инструментах, а остальные персонажи занимались всякими экстремальными штучками — от акробатических трюков до лесбийских обнимашек.
Однако большинству моих современников «Extreme Ways» больше известна как визитная карточка франшизы про Джейсона Борна — киллера на госслужбе, который ударился «кукушечкой», потерял память, но обрёл совесть. Песня эффектно прозвучала в финале первой картины — «Идентификация Борна» (2002), после чего неизменно воспроизводилась во всех последующих частях.
Хотя… почему же неизменно? Для третьей части — «Ультиматум Борна» (2007) — Моби записал новую версию «Extreme Ways», и песне удалось второй раз попасть в британский хит-парад (на этот раз в ТОП-50). На этом ни киноделы, ни музыкант не остановились. Для четвёртого фильма «Ультиматум Борна» (2012) песню записали уже с оркестром из 110 человек, а для 5-го — «Джейсон Борн» (2016) — перезаписали ещё раз.
«In This World» (2002)
Ещё один сингл из альбома «18» — «In This World» («В этом мире») — был сконструирован Моби по тому же рецепту, что и «Natural Blues» из альбома «Play». Музыкант взял в руки запись 1955 года «God Don’t Leave Me» («Господи, не оставляй меня») от чернокожей госпел-группы The DAVIS SISTERS. Затем вырезал оттуда два вопля голосистой Джеки Верделл и поместил их в свою электронную музыкальную среду.
Сам подход уже не блистал новизной, но результат был ничем не хуже «Natural Blues».
Клип на песню и вовсе вышел одновременно трогательным, смешным и грустным. Он рассказывал об инопланетянах, которые прилетают на Землю, чтобы установить контакт. Однако пришельцы оказываются настолько малы ростом, что люди не обращают на них никакого внимания. Впрочем, даже после того, как герой Моби всё-таки замечает малюток, ничего не меняется — землянин остаётся таким же равнодушным и зацикленным на себе.
Продолжением этой истории стал клип на другую песню с того же альбома — «Sunday (The Day Before My Birthday)». Здесь инопланетяшки таки добиваются внимания людей и тут же попадают на конвейер шоу-индустрии. С ними подписывают контракты на рекламу, про них снимают мультики и возят на бесконечные элитные тусовки и вечеринки. Однако вскоре, пресытившись «красивой жизнью», пришельцы сбегают на свою планету и теперь вместо плаката «Hello» делают вывеску со словами «Дом, милый дом».
Что до музыки, то на этот раз Моби использовал вокальные отрывки из песни Сильвии Робинсон «Sunday» 1973 года выпуска.
«Lift Me Up» (2005)
В 2005 году Моби решает поэкспериментировать с жанром альтернативной рок-музыки и выпускает альбом «Hotel».
Моби:
«Половина инструментального сопровождения альбома сделана на электронных инструментах, половина — на обычных. Скажем, в песне „Lift Me Up“, которая стала синглом, есть и электронные, и обычные барабаны, в ней есть гитары и есть синтезаторы, пою я, поют и другие люди. То есть это своего рода гибрид».
Несмотря на то (хотя точнее будет сказать — благодаря тому), что Моби впервые записывался в большой студии с опытным звукоинженером, результат ему сильно не понравился. Он считал, что альбом получился слишком «вылизанным».
Моби:
«Причина, по которой мне не нравился „Hotel“ — это то, что продакшн на нём, как бы это выразиться пояснее, очень общий. Всё сделано под кальку, без души. Это не означает, что мне не нравятся сами песни».
Лучшей на «Hotel» вне всякого сомнения является упомянутая композиция «Lift Me Up» («Подними меня вверх»). Интересно, что этот ударный сингл попал на альбом в самый последний момент — после того, как Моби увидел во сне, как исполняет эту песню вживую.
Изначально музыкант планировал исполнить «Lift Me Up» в дуэте с Эндрю Элдричем — лидером SISTERS OF MERCY, так как песня частично была вдохновлена мрачным творчеством этой группы. Однако что-то не сложилось, и Моби исполнил песню сам при поддержке бэк-вокала Лоры Дин.
Зато у него сложился дуэт с французской певицей Милен Фармер. Они совместно записали альтернативную версию другого трека из «Hotel» — «Slipping Away (Crier la vie)». Интересно, что во время этого сотрудничества Моби с широкого плеча подарил Милен несколько своих мелодий и… напрочь об этом позабыл. Поэтому очень удивился, когда узнал, что спустя 5 лет певица сваяла из них бОльшую половину своего альбома «Bleu noir».
Но вернёмся к «Lift Me Up»…
Ещё одним источником вдохновения для этой песни стало переизбрание Джорджа Буша-младшего на второй президентский срок. Как последовательный противник республиканцев, Моби был настолько разочарован результатом, что даже подумывал эмигрировать в Канаду — в знак протеста.
Моби:
«Демократы, конечно, не идеальны, но в миллион раз лучше любой республиканской альтернативы».
В итоге музыкант ограничился протестом музыкальным, заявив, что «Lift Me Up» направлена против роста всеобщей нетерпимости и идей фундаментализма.
Моби:
«По сути, песня вдохновлена семенами фашизма, тем, как легко интеллигенция может отключить мозг и слиться с толпой. Это произошло в Германии в 1930-х годах, в Сербии и Руанде в 1990-х, и теперь это происходит здесь».
Впрочем, из текста песни понять этот посыл непросто:
Откровенный разговор
Завёл нас так далеко…
Разбитые автомобили
Похожи на ослабленных старых звёзд.
Откровенный разговор
Сослужил нам хорошую службу…
Мы путешествовали сквозь ад,
Мы знаем, каково это…
Стоит ли говорить, какой ужас вызвало у Моби избрание Дональда Трампа? Дошло до того, что в 2018 году музыкант заявил, что сотрудники ЦРУ поделились с ним тем, что имеют «неопровержимые» доказательства о связях Трампа с Путиным, и попросили распространить эту информацию как можно шире. И действительно, как можно опровергнуть доказательства, которых никто не видит? Что там Моби говорил про интеллигенцию с «отключенным мозгом»?
Закончить же свою статью я хочу ещё одной отличной песней с альбома «Hotel» — «Where You End». Музыкально она схожа с «Lift Me Up», но отличается любовно-лирическим содержанием.
Если бы я мог поцеловать тебя сейчас,
Я бы целовал тебя снова и снова…
Я не знаю, где начинаюсь я,
А где кончаешься ты…
Ох, Тюфелеву рощу пока можно вычеркивать...