Воронежская крепость, как установили историки, была основана в 1595 году. Случилось так, что после неоднозначной Ливонской войны Иван Грозный обратил свои взоры на юг и юго-восток. В результате было принято решение обезопасить эти рубежи с помощью возведения крепостей и подчинённых им мелких застав.
Основателями первой Воронежской крепости считают воеводу Семёна Сабурова и боярских сыновей Василия Биркина и Ивана Судакова. Именно они в 1595 году получили назначение ехать в Воронеж для скорейшего возведения там крепости.
Место для строительства крепости было выбрано быстро — площадка за нынешним главным корпусом Воронежского государственного университета. Тогда здесь с трёх сторон имелись довольно крутые склоны, что было хорошо в оборонительном смысле. С четвёртой стороны (северной) решено было выкопать дополнительный глубокий ров с частоколом внутри.
Высота стен крепости составляла 5−7 метров. В ней сразу задумали сделать две башни. Первая башня имела в высоту почти 20 метров и именовалась Большой. В ней были установлены проездные ворота в крепость. На вершине этой башни имелся колокол для оповещения жителей о приближающемся неприятеле. Впрочем, скоро этот колокол дал трещину, и по причине образовавшегося неприятного звука его заменили.
Вторая башня называлась Тайной, а затем — Водяной. И всё потому, что из неё организовали скрытый подземный ход к источнику, бившему у подножия холма. Это было предусмотрительно, так как не одна осада в истории войн заканчивалась для неприятеля успешно по причине жажды и антисанитарии среди гарнизона.
Рядом с крепостью, недалеко от современной улицы Володарского, устроили воеводский город. Разумеется, в случае нападения воевода укрывался в крепости, но нападения случались не каждый день, и даже не каждый месяц.
В воеводском городе был, собственно говоря, дом воеводы, приказная изба, амбар для хранения зерна. Кроме того, тут разместили два склада для хранения пороха, свинца и пушечных ядер. Всё-таки наличие поблизости воеводы служило дополнительной защитой для перечисленных припасов.
Известно, что к сентябрю 1585 года крепость была готова. И тут возникнет вопрос: если крепость соорудили в 1585 году, то почему принято считать, что Воронеж основан в 1586 году?
Дело в том, что в допетровские времена календарный год начинался с 1 сентября. То есть формально получалось так, что датой основания крепости (и города Воронежа) правильнее считать 1586 год.
Кроме того, по принятым тогда правилам, новое селение официально «рождалось» именно тогда, когда освящали главный (кафедральный) собор. А такой собор (Благовещенский) освятили как раз в марте 1586 года. Хотя в только что построенном городе Воронеже уже существовали как минимум две церкви: Ильинская и Покровская. Но Благовещенская по статусу находилась выше. В общем, датой основания Воронежа считается именно 1586 год.
Интересно, что до 1593 года Воронежская крепость была, в общем-то, секретным сооружением. Иностранных послов на юг, в турецкую сторону, отправляли через Ливны. Здесь также была деревянная крепость, основанная одновременно с Воронежской.
В апреле 1590 года Воронежская цитадель сильно пострадала. Случилось так, что из Малороссии прибыл сюда большой отряд черкас (сейчас бы сказали — украинцев) в количестве примерно 600 человек. Они убедили нового воронежского воеводу (тогда им был Иван Шибановский-Долгорукий), что готовы вместе с донскими казаками выступить против татар. Воевода поверил гостям, пустил их в город, дал еду и провиант для лошадей. Но глубокой ночью гости занялись грабежами, подожгли город и лишили жизни воеводу, а также многих граждан. Пришлось после этого отстраивать крепость вновь, на сей раз усилив укрепления и увеличив длину крепостных стен.
К середине ХVII столетия Воронежская крепость потеряла своё стратегическое значение в истории города. Границы Московского государства сместились южнее, а набеги татар и турок практически прекратились. И лишь в самом конце XVII столетия, в связи со строительством регулярного морского флота, Воронеж вновь станет на короткое время очень важным городом для страны.
Но это совсем другая история…
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...