Гертруда Рыбакова Грандмастер

Что демонстрирует выставка «Экспрессионизм в русском искусстве» в корпусе Бенуа?

Русский музей в корпусе Бенуа регулярно проводит выставки картин русских художников разных направлений и периодов творчества, представляя не только хорошо известные работы, но и те, что хранятся в запасниках музея или в других коллекциях. В октябре 2018 г. открылась очередная выставка.

Корпус Бенуа Фото: Источник

Эта выставка состоит из 250 работ: живопись, графика и скульптуры, объединенные одним термином — экспрессионизм. Она дает возможность увидеть самое интересное, что создавалось в России в первую треть прошлого века, когда происходили трагические события: война, революция, изменение устоев общества, ожидание катастрофы. Конечно, это находило отражение в работах не только художников, но и во всех других областях творчества.

Фото: Гертруда Рыбакова, личный архив

После открытия выставки в отзывах и публикациях в Интернете высказывались разные мнения: относить ли все представленные работы к стилю экспрессионизма, или это что-то другое — модернизм, постмодернизм, кубизм, и т. д. Оставим споры профессионалам, а мне выставка доставила удовольствие и возможность сравнить живопись более известных нам импрессионистов конца ХIХ — начала ХХ века с малознакомым экспрессионизмом.

Художники-импрессионисты изображали сцены из реального мира, передавая свои впечатления от них. Они накладывали краски отдельными мазками и использовали контрастные тона — красный и зеленый, желтый и фиолетовый, оранжевый и голубой — на одном участке картины. И надо отойти на достаточное расстояние от полотна, чтобы воспринять целиком сюжет и впечатлиться.

Творчество западных импрессионистов Огюста Ренуара и Клода Моне, Эдуарда Мане и Анри Матисса, Пабло Пикассо и Поля Гогена и других широко известно и представлено во многих музеях мира, в том числе и у нас в Эрмитаже.

В стиле импрессионизма работали и многие русские художники конца ХIХ, начала ХХ века: Константин Коровин, Валентин Серов, Игорь Грабарь, Зинаида Сереребрякова, Филипп Малявин, Константин Юон и другие. В России поначалу их работы подвергались резкой критике, но время расставило все по своим местам.

Работы художников-экспрессионистов сильно отличаются от их предшественников и по стилю письма, и по восприятию мира, по передаче настроения, чувств, переживаний. Экспрессионисты не только воспроизводят действительность, но и выражают своё эмоциональное состояние.

Для выражения чувства раздражения, отвращения или тревоги они использовали угловатые, искорёженные линии, деформацию предметов, быстрые и грубые мазки, кричащий колорит, отдавали предпочтение контрастным цветам, чтобы усилить воздействие на зрителя и не оставить его равнодушным. На смену благостному спокойному периоду жизни конца ХIХ столетия пришли времена военных и революционных потрясений, и поэтому здесь мало красивых сюжетов, мало пейзажей, лирических портретов. Даже рамы на картинах в основном черные или темного цвета.

В экспозиции выставки представлено по несколько работ известных художников-экспрессионистов: Н. С. Гончаровой, М. Ф. Ларионова, В. В. Кандинского, М. З. Шагала, П. Н. Филонова, Б. Д. Григорьева, О. В. Розановой, И. И. Машкова, С. А Нагубникова, А. М. Гусятинского, С. В. Герасимова и других.

Все работы показать в статье невозможно, остановлюсь лишь на некоторых, наиболее понравившихся.

Б. Д. Григорьев,
Б. Д. Григорьев, «Портрет В. Э. Мейерхольда», 1916 г.
Фото: Гертруда Рыбакова, личный архив

В первую очередь — яркий портрет В. Э. Мейерхольда, написанный в 1916 году Борисом Дмитриевичем Григорьевым. Пожалуй, это самая яркая работа на выставке. Какой контраст красок и действия!

М. Шагал,
М. Шагал, «Красный еврей», 1915 г.
Фото: Гертруда Рыбакова, личный архив

Очень понравился портрет «Красный еврей» Марка Шагала, написанный в 1915 году, выразительный, реалистичный, он показывает усталого, побитого жизнью человека. И опять контраст черного и красного.

Здесь можно увидеть две небольшие работы В. В. Кандинского — «Мурнау. Летний Пейзаж» и «Импровизация», но ни та, ни другая меня не впечатлили.

В. В. Кандинский, «Мурнау. Летний Пейзаж»
В. В. Кандинский, «Мурнау. Летний Пейзаж»
Фото: Гертруда Рыбакова, личный архив
В. В. Кандинский, «Импровизация»
В. В. Кандинский, «Импровизация»
Фото: Гертруда Рыбакова, личный архив

«Импровизация» — надо долго стоять и думать, что хотел показать художник…

Есть несколько картин петербургских экспрессионистов на городскую тематику — например, «Невский ночью. Извозчик» (1923 г.), автор Рудольф Рудольфович Френц.

Р. Р. Френц, «Невский ночью. Извозчик», 1923 г.
Р. Р. Френц, «Невский ночью. Извозчик», 1923 г.
Фото: Гертруда Рыбакова, личный архив

И «Летняя ночь за Нарвской заставой» (автопортрет), 1923 г., художник Семен Андреевич Павлов.

С. А. Павлов, «Летняя ночь за Нарвской заставой» (автопортрет), 1923 г.
С. А. Павлов, «Летняя ночь за Нарвской заставой» (автопортрет), 1923 г.
Фото: Гертруда Рыбакова, личный архив

Очень трогательна и печальна картина «Музыканты» художника Николая Ивановича Дормидонтова (1931−1934 гг.) Зима, по заснеженной деревенской улице идут, вероятно, отработав где-то, старик-музыкант с барабаном за спиной и подросток-инвалид, с ними собака. И задний фон — тоже безрадостный.

Н. И. Дормидонтов, «Музыканты», 1931−1934 гг.
Н. И. Дормидонтов, «Музыканты», 1931−1934 гг.
Фото: Гертруда Рыбакова, личный архив

Оригинальны два женских портрета. «Цыганка» Святослава Нагубникова (1910−11 гг.) — усталая, с задумчивым взглядом.

С. Нагубников, «Цыганка», 1910−11 гг.
С. Нагубников, «Цыганка», 1910−11 гг.
Фото: Гертруда Рыбакова, личный архив

И уличная девица «Катька» Владимира Васильевича Лебедева (1918 г.), готовая на всё, разбитная, нарумянены щеки, приподнята юбка, в глазах ожидание.

 В. В. Лебедев, «Катька», 1918 г.
В. В. Лебедев, «Катька», 1918 г.
Фото: Гертруда Рыбакова, личный архив

Обе примерно из одного времени, трудного, непонятного. Какое время, такие и портреты.

Оригинальны работы талантливой художницы Натальи Сергеевны Гончаровой — четыре Евангелиста, выполненные в разных цветах: синий, красный, серый и зеленый.

Н. С. Гончарова,
Н. С. Гончарова, «Четыре Евангелиста»
Фото: Гертруда Рыбакова, личный архив

И «Прачки».

Н. С. Гончарова,
Н. С. Гончарова, «Прачки»
Фото: Гертруда Рыбакова, личный архив

Работы совершенно разноплановые, но что-то их объединяет. Возможно, цветовая гамма? Мне они понравились, особенно Евангелисты.

Что касается графики и скульптур — этих работ мало, они не произвели особого впечатления.

Такие выставки бывают нечасто, и чтобы иметь представление об отечественном экспрессионизме, стоит посетить выставку «Экспрессионизм в русском искусстве».

Обновлено 17.11.2018
Статья размещена на сайте 9.11.2018

Комментарии (4):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Татьяна Пучкова Модератор 18 ноября 2018 в 12:31 отредактирован 18 ноября 2018 в 14:21

    Спасибо за рассказ о выставке.
    В картинах столько тревожного, кроваво-красного цвета.
    Неосознанное предчувствие художников? Хотя, возможно, это мне так видится, так хочется думать, потому что спустя 100 лет мы знаем, что тогда произошло.

    • Татьяна Пучкова, спасибо за комментарий. Да, меня тоже поразило в картинах обилие тревожного красного и темных красок, под стать тому времени. Когда сравниваешь легкие, часто солнечные пейзажи или портреты русских импрессионистов конца 19 века, видна большая разница. Время всегда накладывает отпечаток на творчество.

  • В "Цыганке" явно прочитывается Гоген, а "Музыканты" — это практически Питер Брейгель)