Начнем с того, что хоть Герберт Уэллс вместе с романом «Машина времени» и является неофициальным родоначальником жанра, экранизации этого произведения — далеко не самые популярные фильмы. По факту, если не считать телесериал-долгожитель «Доктор Кто», стартовавший еще в 1963 году, самым известным и цитируемым проектом о перемещениях в пространственно-временном континууме является трилогия Роберта Земекиса «Назад в будущее».
«Назад в будущее», по сути, является квинтэссенцией поджанра, сочетая в себе всё, что любо-дорого поклонникам данной тематики. При этом авторы не стали углубляться в дебри научной фантастики, щедро разбавив сюжет фильма романтикой, приключениями, погонями, шутками и, разумеется, интригой, большая часть которой заключается в том, сумеет ли подросток Марти МакФлай из настоящего времени изменить свое прошлое так, чтобы не испортить будущее.
«Назад в будущее» было в свое время номинировано на кучу наград, но гораздо ценнее, что фильм не утратил своего очарования и по сей день, а его создатели, благо, что все они пока живы, каждые 5 лет празднуют очередной юбилей своего творения.
Еще один долгоиграющий киносериал, сюжет которого тесно связан с путешествиями во времени — это «Терминатор» Джеймса Кэмерона и все его продолжения. В 2019 году — уже шестой по счету фильм, в основе же сюжета первой картины лежит противостояние смертоносного киборга-убийцы и его оппонента-человека, прибывших из вероятного будущего, чтобы побороться за жизнь некой Сары Коннор, чей отпрыск станет предводителем восстания людей против машин. В «Терминаторах» фантастики куда меньше, чем боевика, потому как местная машина времени работает только в одном направлении.
Зачастую путешествия во времени становятся основой для крепких триллеров, таких как «Патруль времени» (оба варианта, как с Итаном Хоуком, так и с Ван Даммом) или «Исходный код». В «Исходном коде» герой Джейка Джилленхола вынужден вновь и вновь возвращаться в прошлое, чтобы за 8 минут успеть обнаружить в мчащемся поезде террориста и обезвредить бомбу.
Фишка с желанием исправить свое прошлое — одна из самых распространенных тем фантастических фильмов, связанных с путешествиями во времени.
Так, чтобы предотвратить убийство своего напарника, Агент Джей (Уилл Смит) отправляется в третьей части «Людей в черном» в 1969 год.
А герой Билла Мюррея в «Дне сурка», пускай не по своей воле, но каждое утро просыпается, чтобы вновь прожить 2 февраля и попытаться что-то исправить, чтобы вырваться из временной ловушки.
Герои же Алекса Винтера и Киану Ривза в дилогии про приключения Билла и Теда отправляются в прошлое, чтобы… написать доклад по истории! При помощи телефонной будки два нерадивых студента перемещаются между эпохами и не только успевают к экзамену, но еще привозят с собой наглядные пособия в лице Наполеона, Сократа и Чингисхана.
Иногда, правда, и Голливуд умудряется выступить в роли небезызвестного поручика и «всё опошлить». Примером тому может служить откровенно дурацкая комедия «Машина времени в джакузи», герои которой напились до состояния невменяемости и очутились в 80-х, во временах своей прыщавой юности. И если первый фильм с участием Джона Кьюсака еще как-то балансировал на грани дозволенного, периодически скатываясь в «пердильный юмор», то второй фильм, вышедший пятилеткой позже, уже и вовсе смотреть не рекомендуется.
В наших фильмах жанр фантастики всегда пребывал на задворках, редко балуя зрителя экранизациями того же Кира Булычева. Самым, пожалуй, известным советским произведением про путешествия во времени является, само собой, «Гостья из будущего» Павла Арсенова — любимейший мини-сериал поколения школьников 80-х.
По сюжету этого замечательного фильма мальчик Коля из настоящего случайно попадает в Москву будущего, где становится обладателем уникального прибора под названием «миелофон». Этот девайс он привозит с собой в прошлое, а в погоню за ним отправляется владелица приборчика — девочка Алиса Селезнева, а также всамделишные космические пираты Крыс и Весельчак У.
Кое-кто может вспомнить и знаменитый шедевр Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию», где путешествия во времени — лишь фон для веселой комедии положений, зато в кадре мелькает машина времени в натуральную величину.
В списке картин, которые так или иначе касаются описываемой тематики, значатся также такие известные ленты, как «Интерстеллар» Кристофера Нолана,
«Донни Дарко»
и лента с характерным названием «Жена путешественника во времени», главный герой которой перемещается между годами вынужденно, по болезни.
Терри Гиллиам в 1995 году также вбросил свои «пять копеек», сняв довольно мрачный фантастический триллер с участием Брюса Уиллиса и Брэда Питта «12 обезьян», герой которого также отправляется в прошлое, чтобы спасти мир (чем чаще всего Брюс и занимается на экране).
Он же (имеется в виду Уиллис) является центром мироздания в картине 2012 года «Петля времени», по сюжету которой в Америке будущего машины времени становятся столь обыденной утварью, что ими пользуются даже обычные гангстеры, устраняющие в прошлом самих себя будущих.
Иногда для путешествия во времени даже машина никакая не требуется — ни тебе телефонной будки, ни DeLorean на плутониевом топливе, ни ванны с пузырьками. Герой романтической ленты Вуди Аллена «Полночь в Париже» в исполнении Оуэна Уилсона просто-напросто заблудился в современной столице Франции и сам не понял, как очутился в 20-х годах ХХ века, где познакомился со своими кумирами: Бунюэлем, Хемингуэем и Пикассо.
Аналогично, безо всяких на то причин и без каких-либо устройств, но по воле инопланетных захватчиков ежедневно умирает и возрождается Том Круз в фантастическом боевике «Грань будущего».
Этот список можно было бы продолжать без конца, потому как тема поистине неисчерпаема. Вспоминаем также популярный триллер «Эффект бабочки» и весьма заковыристый и сумбурный фильм «Господин Никто», главные герои которых мечутся между эпохами.
А что же там с Гербертом Уэллсом и его «Машиной времени»? Первая попытка экранизации произошла только в 1949 году, вторая и третья — в 1960 и 1978 годах. Все эти картины нынешнему зрителю неизвестны, в отличие от современной версии 2002 года однофамильца Саймона Уэллса, главную роль в которой исполнил соотечественник писателя актер Гай Пирс.
И эта лента особых похвал не снискала, имеет довольно низкий рейтинг и лишь подтверждает тот факт, что сам роман Уэллса, ставший путеводной звездой для множества фантастов ХХ века, нельзя однозначно назвать удачным, в отличие от более известных и экранизируемых книг — «Человека-невидимки» и «Войны миров».
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...