В июле 1772 года он отослал императрице приглашение посетить его приморский дом Левендаль, пообещав маскарад и увеселительные огни в роще. Императрица согласилась. На это торжество он пригласил иностранных министров, вельмож, купечество.
К трем часам сад заполнился большим количеством гостей. Они прогуливались, удивляясь множеству диковинок, устроенных для развлечения. Дома и беседки, выполненные в китайском стиле, удивительные пещеры, множество газонов с экзотическими цветами, густые леса, хорошо устроенные дороги… Всюду встречались таблички с приглашениями бывать в гостеприимном доме в любое время, написанные на разных языках.
К семи часам прибыла императрица. Хозяин повел ее в чудесную рощу. Там играла восхитительная музыка и было приготовлено много сюрпризов. На острове с множеством качелей играли в забавные игры. В глубине обнаружилась заросшая мхом пещера с первобытными людьми, собирающими плоды.
Далее гостей провожали к пастушьей хижине. Прекрасные пастухи пасли овец и играли в свирели, а пастушки рвали цветы. Дочери Нарышкина, переодетые пастушками, повели императрицу к горе, усыпая путь цветами. Каково же было удивление Екатерины, когда гора расступилась, открывая взору храм победы. Статуи, стоящие у входа, символизировали сухопутные и морские победы. Под сводами парил орел с распростертыми крыльями и вензелем Екатерины на груди. В когтях виднелся свиток с надписью: «Екатерине II, победительнице».
Под бравурную музыку посетители осматривали храм победы: колонны, увитые лаврами, многочисленные трофеи, купол, украшенный огненными сосудами. Неожиданно «трофеи» ожили, представляя картины побед.
В китайском поселении играли на национальных инструментах. Пагоды, украшенные китайскими колокольчиками, горка, устроенная из причудливых камней и раковин, экзотические деревья, заводи располагали к отдыху.
Русская музыка позвала императрицу к домам зажиточных крестьян, любящих землю. Поля, сытые животные, пасеки — все изобиловало достатком.
После прогулки Екатерину ждал достойный ужин и танцы под игру многочисленных музыкантов. Фейерверк изображал аллегорические картины Золотого Века. Богиня справедливости Астрея в одной руке держала весы равенства, в другой — рог изобилия. Тысячи ракет, огненных шаров, страшные летающие горящие колеса предваряли горящую колесницу Феба. В руках Феба горел вензель императрицы.
Когда все окончилось и гости начали расходиться, неожиданно показался освещенный мраморный столб с двуглавым орлом на вершине. Столб, изготовленный из мрамора, привезенного из Сибири, был поставлен Нарышкиным в честь победы русского флота над турецкими морскими силами. Из столба появилось солнце, ярко осветившее все вокруг. Полуночный восход солнца восхитил гостей. Празднование продолжался до утра.
Обер-камергер граф Петр Борисович Шереметев также прославился изысканностью и роскошью увеселительных торжеств. Он часто устраивал спектакли, где в роли артистов выступали видные вельможи.
Один из самых великолепных праздников граф устроил в своем имении Кусково во время возвращения императрицы из Крыма. При въезде в имение ожидали триумфальные ворота с четырьмя золочеными гербами Нептуна, Аполлона, Марса, Меркурия. Сады с плодоносящими лимонными деревьями, музыкальные галереи, пушечный салют. Крестьяне, одетые в цветы, расположились вокруг озера, в котором качалась на водах яхта. Роскошный фейерверк, лодки с русскими песенниками, ужин, сервированный посудой из золота, усыпанной бриллиантами и другими драгоценными камнями. Екатерину ждал и спектакль, Шереметев был известен любовью к театру.
При Екатерине вошли в моду маскарады с переодеванием в представителей другого пола. Однажды, во время войны со шведами, Екатерина получила неприятное известие в самый разгар маскарада. Она призвала графа Строганова, заставила надеть ее одежду и весь вечер изображать себя. Граф с честью исполнил приказ.
Популярность в Российской Империи набирали и вольные маскарады, в которые были допущены все сословия. Здесь важно было сохранить инкогнито под любой маской. Государыню узнавали, но иногда, стараясь угодить, сохраняли это в тайне.
Маскарадная традиция в XIX веке заметно упростилась. Чаще всего это были балы с переодеванием и роскошным ужином. В 30-е годы среди интеллигентной молодежи появилась новая забава. Они разучивали акт известной комедии, переодевались в героев и путешествовали по Петербургу, посылая хозяевам освещенных комнат визитные карточки с названием комедии. Когда их приглашали, они играли с великим удовольствием. Чаще всего так «развозили» комедию «Горе от ума».
Маскарадные традиции утратили былое величие, но остаются в памяти потомков традициями сюрпризов, переодеваний, ведь слово «маскарад» пришло к нам от арабского «мушкара», что означает «шутка».
Выходит, средневековье - это не только рыцари в доспехах, пышные пиры в замках и красочные турниры, но и страшные болезни. Нам почему-то...