Первым мультфильмом, созданным в стилистике «Жёлтой подводной лодке» принято считать «Рассеянного Джованни», которого снял Анатолий Петров для дебютного выпуска альманаха «Весёлая карусель» (1969). И хотя худсовет и критиковал мультфильм за подражание западному «поп-арту», сам режиссёр говорил, что вдохновлялся, прежде всего, витражами Леже.
Наиболее откровенно эстетика «Лодки» проявилась в работах другого мультипликатора — Валерия Угарова. Сначала он снял для 5-го выпуска «Весёлой карусели» мультик «Не про тебя ли этот фильм» (1973). Именно там появился персонаж с разноцветными радужными волосами, который спустя три года перекочует в другую работу режиссёра — «Шкатулка с секретом». Оттуда же перекочует в «Шкатулку» и необычная музыка, созданная композитором Владимиром Мартыновым.
Мартынов был не просто композитором, но ещё и экспериментатором, музыковедом и даже философом. Впоследствии он разработает концепцию «конца времени композиторов», заявив, что роль автора в современной музыке отходит на второй план. Но это будет потом. А пока Мартынов активно осваивал синтезаторы в студии Эдуарда Артемьева (одного из пионеров советской электронной музыки), сочинял и записывал музыку — в том числе и для кино. Саундтрек «Шкатулки с секретом» стал одной из самых доступных и запомнившихся работ в карьере композитора.
Литературной основой мультфильма стала сказка «Городок в табакерке», написанная Владимиром Одоевским ещё в 1834 году. Однако Угаров не только наделил сказку новой эстетикой, но и вложил в неё совершенно иную мысль. И дело не столько в том, что музыкальную табакерку заменили шкатулкой, а «уязвимой» частью механизма сделали не пружину, а фиксатор.
Современные критики считают, что Одоевский, который был свидетелем того, как провалился переворот его друзей-декабристов, закладывал в свою сказку, как бы сейчас сказали, «охранительную» идею. Мол, механизм табакерки — это метафора общества, где все детали тоже взаимосвязаны. И стоит мальчику Мише нечаянно сломать главную деталь — «царевну-пружину», как гармония рушится.
— Сударыня-царевна! Зачем вы надзирателя под бок толкаете?
— Зиц, зиц, зиц, — отвечала царевна, — глупый ты мальчик, неразумный мальчик! На всё смотришь — ничего не видишь! Кабы я валик не толкала, валик бы не вертелся; кабы валик не вертелся, то он за молоточки бы не цеплялся, кабы за молоточки не цеплялся, молоточки бы не стучали, колокольчики бы не звенели; кабы колокольчики не звенели, и музыки бы не было!
Угаров же превращает нравоучительную сказку в музыкальную фантасмагорию, настоящую «ярмарку тщеславия», на которой все детали шкатулки убеждены, что именно они — самые главные и неповторимые. А гармонию разрушает не мальчик, а некий шут-джокер, которого никто не принимает всерьёз. Он, действительно, не играет в механизме никакой важной роли, но зато знает «секрет», как его сломать. Что с успехом и делает. Выводы из подобного посыла можно сделать самые разные — вплоть до аналогий с распадом СССР.
— Ты просто лишняя деталь, тебя и выбросить не жаль!
— «Лишняя», «не нужен вам», а без меня вы просто хлам!
Сломается вот эта штука — шкатулка не издаст ни звука!
Сценарий мультфильма разработал кинодраматург Евгений Агранович, а тексты песен сочинил писатель и сценарист Альберт Иванов.
Что касается саундтрека, то он, по сути, состоит из трёх композиций. Две из них, обрамляющие сценарий, повторяют одну и ту же мелодию. Также они сознательно написаны «белым стихом», отражающим разговорную речь мальчика и отца. Центральная композиция, где поют детали шкатулки, более разнообразная и сложная — с явным влиянием модного тогда прогрессивного рока. Кстати, эпоха 1970-х отразилась не только в музыке и эстетике, но даже во внешнем виде персонажей (обратите внимание на клёши и хипповские патлы колокольчиков).
В титрах указано, что музыка записана «в экспериментальной студии электронной музыки при участии ансамбля ОРЕГОН». Интересно, что я так и не смог найти другой информации об этом ансамбле. Создаётся ощущение, что, кроме участия в звуковом оформлении, никакого следа в истории мультфильма он не оставил. Может, это вообще «фейк», а всю музыку сыграл сам Мартынов?
С исполнителями песен дела обстоят более ясно. Среди них мы можем встретить таких знаменитых певцов, как Геннадий Трофимов и Елена Камбурова. Даже Владимир Мартынов там упоминается (интересно, за кого он там пел — неужели за джокера?).
После «Шкатулки с секретом» композитор ещё не раз проявит себя в мультипликации. Синтезаторы Мартынова мы можем слышать в причудливом мультике «Чудеса в решете» или забавном сериале «На задней парте» (снятом, кстати, всё тем же Угаровым).
Если не ошибаюсь, именно В. Угаров снимет в 1981 г. жуткого "Калифа-аиста", в котором мало что останется от первоисточника В. Гауфа?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Жанна (Майская) Анисимова,
О, да, мультик странный и жутковатый. Кстати, чудик там тоже в стиле "Еллоу Субмарин".
0 Ответить