Конечно, истоки этого образа можно найти ещё в рассказах Эдгара По об Огюсте Дюпене. Но именно Конан Дойлу удалось довести образ сыщика до совершенства, сделать его неким эталоном, который, в той или иной степени, копировали многие другие авторы детективных романов.
Кто же таков мистер Холмс? Прежде всего, это крайне рациональный человек, обладающий феноменальной наблюдательностью, идеальной памятью и широкой эрудицией. При этом он не только мыслитель, но ещё талантливый лицедей (способен перевоплощаться) и настоящий «джигит» (резво бегает, метко стреляет, ловко боксирует). Холмс сознательно сторонится женского пола и любит одиночество, но назвать его законченным социопатом тоже нельзя. Он может быть надёжным другом, ему не чужды великодушие и сострадание. Ну, и для большей колоритности автор наделяет своего персонажа рядом привычек и хобби — будь то постоянное курение трубки, игра на скрипке или тяга к кокаину.
Произведения про Холмса и его соратника доктора Ватсона экранизировались столько раз, что каждому последующему режиссёру приходилось всё больше и больше оригинальничать. Впрочем, как оказалось, тема до сих пор не исчерпана. Не так уж давно мы наблюдали очередной всплеск интереса киноделов к образу великого сыщика.
В 2009—2011 годах Гай Ричи снимает успешные блокбастеры, где детективная канва уступает место роскошному боевику, а образы поданы откровенно пародийно. Более того — режиссёр даже меняет акценты. Во-первых, канонического долговязого мыслителя здесь сыграл низкорослый Роберт Дауни-младший. Во-вторых, это тот редкий случай, когда Ватсон (в исполнении Джуда Лоу) не похож на привычного недотёпу и выглядит куда солиднее и серьёзнее, нежели смешной эксцентричный Холмс.
Эпоха, в которой действуют герои Гая Ричи, тоже подана очень вольно и гротескно, но это всё же XIX век. А вот создатели сериалов «Шерлок» и «Элементарно» пошли по другому пути. Они решили представить: а что, если бы такие персонажи, как Холмс и Ватсон, существовали в наше время?
«Шерлок / Sherlock» (2010−2015)
Рекомендуемые переводы: «LostFilm», 1-й канал.
Зачин американского детективного сериала «Элементарно» был весьма привлекателен. Холмс предстал в виде странного типа, который лечится от наркотической зависимости, а роли Ватсона и Мориарти вообще отдали… женщинам. Однако, к сожалению, интересная идея выродилась в довольно стандартный детектив, который быстро мне наскучил.
О британском сериале «Шерлок» такого сказать нельзя. Каждый его сезон состоял всего из трёх серий, и каждая из них вполне тянула на полноценный фильм. Снимался сериал долго, тщательно, и это сразу видно. Блестящие съёмки, запоминающаяся музыка, изобретательные спецэффекты, множество явных и скрытых отсылок к первоисточнику, пародийное обыгрывание привычных клише, смешение разных жанров, помещение одной истории внутрь другой —
Как и в «Элементарно», герои Конан Дойла здесь помещены в реалии XXI века. Холмс (в исполнении Бенедикта Камбербэтча) вместо газет и энциклопедий пользуется Интернетом, GPS и современными гаджетами. Забавно, что биографию Ватсона (Мартин Фримен) даже менять не пришлось: здесь он тоже ветеран Афганской войны — только войны современной. А брат Холмса — Майкрофт — всё так же работает на британские спецслужбы.
«Шерлок» принесёт немало удовольствия тем, кто любит лихо закрученные сюжеты, зашифрованные цитаты и визуальные изыски. Только не стоит сильно придираться к логике повествования — сериал откровенно неправдоподобен. Это, прежде всего, игра, некий карнавал воображения.
По поводу того, какой сезон «Шерлока» лучше, у всех своё мнение. Мне кажется, что он держал планку вплоть до четвёртого сезона, который, на мой взгляд, вышел чересчур натянутым и вымученным. Я даже обрадовался, что он оказался последним.
Если говорить об отдельных эпизодах, то я бы выделил 1-ю серию 1-го сезона (где мы знакомимся с героями), 1-ю серию 2-го сезона (про Ирен Адлер), 2-ю серию 3-го сезона (про свадьбу Ватсона) и спецэпизод «Безобразная невеста» (некий сюрреалистический спин-офф, обращённый в прошлое).
«Лютер / Luther» (2010−2019)
Рекомендуемый перевод: однозначно «Кубик в Кубе».
Хотя сериал «Лютер» совсем не постмодернисткий и более приближен к реальности, чем «Шерлок», ждать от него правдоподобия тоже не стоит. Достаточно упомянуть сцену, где человек, которого разыскивает вся полиция Лондона, даже не отключает мобильный телефон.
Тем не менее сериал сразу приковал моё внимание. Секрет, как обычно, заключался в динамичном крепком сюжете и харизматичных героях. Главного — вспыльчивого инспектора Джона Лютера — сыграл чернокожий актёр Идрис Эльба. Интересно, что в отличие от американских сериалов, здесь нет никаких отсылок к расизму, баскетболу и рэпу. Цвет кожи героя никак не отражается на его личности, поэтому уже через десять минут перестаёшь обращать на это внимание.
На первый взгляд, персонаж Лютера не лишён привычных клише. Он полностью поглощён работой, разрушающей его семейную жизнь, и любит нарушать правила, из-за чего постоянно влипает в неприятные истории. Несмотря на это, актёру удаётся создать яркий и по-своему оригинальный образ, проявляющийся даже в походке.
Самой же оригинальной линией сериала становятся странные противоречивые отношения между инспектором и Элис Морган (в исполнении Рут Уилсон) — девушкой, подозреваемой в убийстве своих родителей. Циничная и умная социопатка, неожиданно для самой себя, проникается любовью к Лютеру, что придаёт сюжету необходимую «перчинку».
В остальном схема сериала достаточно традиционна. В каждом сезоне есть одна ведущая канва, параллельно которой расследуются разные (в основном серийные) убийства.
Как это часто бывает, лучшим оказался 1-й сезон. 2-й и 3-й вышли тоже добротными, а вот дальше началось что-то непонятное. 4-й сезон состоял всего из 2-х серий и оказался просто «пустым». Такое ощущение, что его сняли для «галочки», чтобы отмахнуться от фанатов.
После долгой паузы — в начале 2019 года — на экраны вышел 5-й сезон, где решили свести все незаконченные сюжетные линии. Но их свели настолько отвратительно, что испортили впечатление от всей франшизы. Поэтому настоятельно рекомендую: дальше 3-го сезона смотреть не надо. Ни в коем случае.
То же самое можно сказать и про ещё один британский сериал, который можно отнести к жанру «криминал».
«Бешеные псы / Mad Dogs» (2011−2013)
Рекомендуемый перевод: однозначно «Кубик в Кубе».
Не знаю, зачем его создатели выбрали название, которое уже плотно ассоциируется со знаменитым фильмом Тарантино. Кроме того, уж на кого на кого, а на «бешеных псов» его герои совсем не похожи.
В центре повествования — история четырёх британцев, которые плотно дружили ещё со школьных времён. Однако быт, семьи, работа разводят каждого из них по своей жизненной «колее». Но вот появляется повод встретиться, причём не где бы то ни было, а на шикарной вилле испанского острова Мальорка. Вилла принадлежит их пятому школьному другу, непонятным образом разбогатевшему.
Первая серия развивается весьма неторопливо и сразу оттолкнёт от себя любителей кровавого экшена (настоящая «движуха» начинается лишь в самом её конце). Может, это и хорошо.
Ведь главное достоинство сериала — вовсе не в нелепой и опасной ситуации, куда угодят бывшие друзья. Эта ситуация — лишь испытание их дружбы, повод раскрыться характеру каждого персонажа. А так как персонажи очень разные, то и ведут они себя по-разному. Наблюдать за этим очень интересно. Да и с чувством юмора здесь всё в порядке.
К сожалению, в конце этот сериал разочаровывает гораздо больше, чем «Лютер». Дело в том, что если вы бросите смотреть «Лютера» после 3-го сезона, то ничего не потеряете, ибо у сезона есть финал (да, открытый к продолжению, но всё-таки финал). Ни один сезон «Бешеных псов» не имеет финала — даже промежуточного. Последний же — 4-й — сезон вышел настолько бессмысленным, что кажется, будто создатели сериала просто не знали, чем закончить, и тупо всё «слили».
Но, даже несмотря на это, я о просмотре «Бешеных псов» ничуть не жалею. И даже, возможно, пересмотрю их ещё раз.
Спасибо за проделанный труд!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей Клалиновский,
Спасибо, что читаете.
0 Ответить